Отзвуки страшной трагедия в Казани...
Трудно высказываться на такую сложную тему. К сожалению, это не первый случай шутинга в современной России.
И сначала я хочу выразить искренние соболезнования и сочувствие всем пострадавшим, их родственникам, одноклассникам и коллегам. У меня нет намерения задеть кого-либо из участников событий, заранее извиняюсь, если это случится.
Сейчас в СМИ очередная волна обсуждений: почему происходят шутинги; высказываются разные версии, что нужно делать, чтобы их предотвратить. Снова вспоминают про смертную казнь, запрет владения оружием, Интернет, компьютерные игры, отсутствие государственной идеологии в школах и так далее. Все эти версии построены на логике уровня «Вор зашел в магазин через дверь – Давайте же запретим двери!». И высказываются они, похоже, от бессилия и непонимания, как избежать проявлений жестокости в детях.
Второе направление публикаций после массовых убийств еще грустнее: стрелку приписывают шизофрению, энцефалопатию, атрофию головного мозга и другие заболевания. Видимо, СМИ это кажется самым простым путем – объяснить жестокость психическим расстройством. Всё понятно - «Он же псих! Что с него взять?!», приводятся даже видео и расшифровки допросов.
Да, так бывает, что люди с расстройствами психики - например, с антисоциальным расстройством – идут на преступление. Но вместе с тем несоизмеримо больший процент людей с психическими заболеваниями тихо страдают от своих симптомов, неприятия окружающих, лекарственных побочек. Думают они в основном, как устроиться на работу или выжить на пенсию по инвалидности, а не о совершении преступлений.
Не стоит поддаваться клишированному мышлению и стигматизировать людей с заболеваниями. Лучше подумаем о механизмах и процессах, которые приводят подростка к жестоким убийствам.
Здесь нужно вспомнить, как формируется наш мозг.
Его нижележащие, примитивные структуры (продолговатый мозг, средний мозг и др.) отвечают за агрессию, импульсивное поведение, которые помогли бы нам выжить в джунглях. А кора больших полушарий оказывает сдерживающее действие, помогает нам жить в обществе: планировать жизнь, оценивать риски, рассуждать о последствиях, выстраивать отношения с окружающими, проявлять эмпатию и делать другие нужные действия. Кора больших полушарий – сложное многомерное образование, которое формируется дольше примитивных структур. Условия жизни ребенка в первые годы жизни влияют на ее формирование. Так хроническое пренебрежение нуждами ребенка в первые 3 года жизни (особенно сильно до года), эмоциональное отвержение, насилие, отсутствие теплого эмоционального контакта с мамой (или человеком ее заменяющим) ухудшают сдерживающую способность коры, повышают агрессию ребенка и увеличивают его склонность к проявлению насилия в адрес окружающих.
Безусловно, не все дети, выросшие в эмоционально неблагополучной атмосфере, идут на преступления. Многие из них просто идут дальше по жизни со своими шрамами с ощущением отчужденности через череду деструктивных отношений, зависимостей и эмоциональной пустоты.
Наш социум, школа и семья рано дают мальчикам понимание того, что такое «быть мужиком»: не жаловаться, не просить о помощи, не быть тряпкой, не разнюниваться, дать сдачи, ударить первым. При этом в семьях далеко не всегда учат ребенка выражать гнев, злость, обиду, грусть социально приемлемыми способами. Так наши мальчики остаются один на один со своими проблемами, не умеют выражать эмоции, поделиться бедой, попросить совета без страха быть пристыженным, что он ведёт себя, «как девчонка».
Отсутствие дружеских связей и людей, которым можно довериться, положиться на них, приводит к ощущению глубокого одиночества. Беда, если оно накладывается на раннее эмоциональное отвержение в семье.
В исследовании психиатра Джеймса Гиллигана, молодые люди, совершившие преступления, говорили, что к моменту совершения уже чувствовали себя мертвыми, не способными на эмоциональные и даже физические ощущения. В своей книге он пишет, что все жестокие преступники чувствовали себя экстремально пристыженными, униженными. И все случаи серьезного насилия, которые он встречал, связаны с постоянным ощущением стыда, высмеивания и унижения.
В своей книге Play It Away: A Workaholic's Cure for Anxiety (не встречала ее в русском переводе) Чарли Хоэнн описывает еще одну причину жестокости у подростков – депривация игры. В современном мире время детей так упорядочено в целях их будущего успеха, хороших оценок и безопасности, что у них почти не остается времени на обычную детскую игру и свободу
Есть исследования, говорящие о связи утраты игрового поведения и психических расстройств. Здоровая и веселая игра со сверстниками, родителями, воспитателями нужна ребенку для психического и эмоционального развития. Через игру мы заводим дружбу, учимся разным жизненным навыкам, кооперации, соблюдению правил, справляемся со стрессом.
В наше время это могут быть и компьютерные игры (в них давно нет кровавой жути, зато есть другие цивилизации, гонки, космические путешествия и финансовое планирование), которые дают подросткам почву для общения с другими, так и обычные уличные игры: от футбола, пятнашек и попа до ползания по «заброшкам». Запрет всех этих невероятно увлекательных занятий отнимает у ребенка возможность сформировать =>>> скиллз - которые и обеспечивают нам благополучные жизненные перспективы в не меньшей степени, чем хорошее образование.
Когда к отсутствию принятия ребенка в семье добавляются хронические конфликты с учителями, издевательства в школе, травля одноклассниками, кибербуллинг, постоянное давление окружающих, необходимость быть успешным, а не лузером – что делать подростку? Они ищут свои варианты, и так иногда случается непоправимое.
= Психолог Ширман Любовь Анатольевна (Санкт-Петербург) =
Хотите разместить эту статью на своем сайте?
Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.
|