Здравствуйте, Александр Григорьевич!
Спасибо за большой и детальный ответ.
Александр Григорьевич писал(а):
«Показывает», насколько я это понимаю – это только в том случае, если Вы хотите увидеть то, что не замечали в себе ранее, как человек взрослый и зрелый.
Не понимаю, честно говоря, что вы хотите этим сказать. Что я увидел в себе эти вещи только потому, что хотел увидеть, и психотерапия тут ни при чем? Или что пациент видит в себе только то, что хочет? Если это так, это мне не подходит. Я хочу знать правду о себе любой ценой

.
Александр Григорьевич писал(а):
Если же говорить всерьёз, то странно и непрофессионально было бы с моей стороны, к примеру, как терапевту, «показывать» клиенту то, на что он смотреть не хочет, или навязывать ему свою точку зрения на вещи, ему противные.
Противные или не противные, если они истинные, то следовало бы их признать.
Александр Григорьевич писал(а):
С этого и начнём, пока не затрагивая каких-либо доктринальных особенностей психоанализа: чувствовали Вы принуждение со стороны «дока», или же всё происходило свободно и естественно, с учётом Ваших волевых изъявлений и с Вашего доброго согласия?
Все проходило свободно и естественно, никакого принуждения я не чувствовал.
Александр Григорьевич писал(а):
быть «плохим» и пр., пр., и просто быть склонным к проявлениям эгоизма и всяких прочих «противностей», - согласитесь, совершенно разные понятия, с соответствующим отношением к ним, как с Вашей стороны, так и со стороны терапевта
Конечно, я согласен. Эгоизм – это не обязательно плохо. И раньше с этим проблем не было. Раньше я считал, что если во мне есть действительно «плохие» побуждения и желания, то это не повод судить себя, пока они у меня под контролем.
Но оказалось, что они не под контролем. Психотерапия обнаружила паразитическую установку, выразившуюся в действии. Психотерапия показала мне не просто мои «плохие» склонности, мысли, желания, а выявила действительно аморальное паразитическое поведение.
Конечно, я благодарен психотерапии за это открытие – теперь я буду стараться больше так не делать.
Но как я смогу теперь доверять себе? Если, не смотря на все старания, я все равно оказываюсь скотиной?
Как я могу быть уверен, что это последняя «плохая» вещь во мне? Сколько их есть еще? Судя по всему, их бесконечное множество. Известно, что невозможно быть проанализированным до конца, значит во мне всегда будет что-то плохое, что-то такое, что я от себя самого скрываю, потому что оно показывает меня с плохой стороны. Может это единственное возможное состояние – состояние потенциальной «плохости», порочности, виновности.
Дело даже не в том, что психотерапия уже обнаружила. Дело в том, что это то, что мы делаем: ищем во мне то, что впоследствии заставит страдать. Что-нибудь плохое
(что я считаю плохим). «Плохое», конечно же, не обязательно в этическом смысле – просто что-то, что я не хочу, чтобы во мне было. И когда кто-то утверждает, что это не только во мне есть, а я еще и ответственен за то, что оно есть, - вот это садизм.
Александр Григорьевич писал(а):
За всю многолетнюю практику мне ещё не встретился ни один клиент, который бы был «перекати-полем» во всех сферах своей жизни, где-то да сохранялась успешность, а с ней, пусть мизерная, но ответственность.
Вы вкладываете в слово «ответственность» положительный смысл, связывая ее с успешностью. Но есть ведь и другая сторона – ответственность за плохое. В случае с невротическими клиентами / пациентами плохого особенно много. И, следовательно, много неприятной ответственности.
Александр Григорьевич писал(а):
пусть мизерная, но ответственность
Я ничего не имею против мизерной ответственности. Ничего не имею против маленькой или даже средней ответственности. Но некоторые известные психотерапевты и их последователи стараются возложить на плечи своих пациентов как можно больше ответственности: не только за их слова и поступки, но и за их мысли и чувства, за всю их жизнь. Среди этих учителей ответственности лучше всех преуспел, конечно же, Фриц Перлз. Вся его гештальт-терапия мне лично кажется абсурдным извращением, но что я могу знать.
Среди самых унизительных и обидных комментариев моего терапевта есть несколько об ответственности.
Александр Григорьевич писал(а):
Почему выбранный Вами «док» искал в Вас только то, что, простите, сопоставимо с дерьмом
Иногда я думаю, что, возможно, это потому, что я действительно такой – противный, мерзкий и неприятный. А может потому, что это и есть основная задача психотерапевта – показывать пациенту его гнусные стороны и качества.
Александр Григорьевич писал(а):
если упор «доком» делался на Вашу «ненастоящесть» в момент, когда Вы к изменениям были не готовы
Упора не было. Были только слова в самом начале о том, что, в результате психотерапии Вы обретете знания, которые Вы сможете применять в своей жизни.
Атмосфера какой-то таинственности на сеансах, чувство, что психотерапевт знает свое дело, и время от времени ощущение, что я ничего не понимаю – все это убеждало меня в том, что действительно существует некое знание, пока совсем мне недоступное.
Что же это за знание такое? Может это знание истины?
Фрейд говорил, что психоанализ – это лечение правдой. Из этого логически следует, что пока я остаюсь невротиком, я живу во лжи.
Еще где-то я прочитал, что психоанализ избавляет от иллюзий. Что же во мне является иллюзией? Может это? Может это? А может вот это? Любая деталь во мне может оказаться ложью.
Я иллюзорен.
Что касается готовности, то это дело второстепенное или совсем не важное. Важна истина. Все, что я до сих пор об этой истине понял, так это то, что она неприятная.
К тому же, когда может наступить готовность узнавать о себе неприятные вещи? Возможно, никогда.
Александр Григорьевич писал(а):
неприязнь и отвращение к тому «доку»
Иногда мне кажется, что по большей части дело именно в этом. Он никогда не вызывал у меня особой симпатии, а временами откровенно не нравился. И у меня всегда было ощущение, что я ему тоже не нравлюсь.
Хотя это не отменят того факта, что психотерапия является изысканно жестоким и болезненным процессом. Для меня вопрос только в том, насколько.
Жестоко, например, говорить девушке, которая стала жертвой попытки изнасилования, что она, возможно, сама бессознательно спровоцировала насильников (Говоря это, психотерапевт, очевидно, указывает на ответственность девушки за то, что происходит в ее жизни и, как я понимаю, надеется помочь ей войти в контакт со своей сексуальностью, рассчитывая на то, что в итоге – потом, когда-то, к концу терапии – все будет хорошо.). Или заявлять человеку, что он похож на того, кто ему противен (он мне противен именно потому, что в нем есть что-то, чего я не признаю в себе). Или говорить пациенту о том, что он сам завернул себя в пластиковый мешок
(снова ответственность).
Александр Григорьевич писал(а):
Если Вы сами не хотите познавать себя, кто Вас может заставить это делать ... лучше себя?
Мне интересно, почему у Вас сложилось впечатление, что я не хочу познавать себя. Я хочу познавать себя. Я хочу знать правду. В последнее время мне часто кажется, что это для меня даже важнее, чем психическое здоровье.
Я готов терпеть все издевательства психотерапии и планирую найти нового психотерапевта.
Александр Григорьевич писал(а):
Ничего не делать, если Вы сами этой «неприятности» никак не чувствуете и не ощущаете.
В том то и дело, что чувствую и ощущаю. По крайней мере, понимаю. Хотя раньше не ощущал и не понимал.
Александр Григорьевич писал(а):
Тем паче, что К.Г. Юнг представляет собой иное направление терапии, называемой Аналитической психологией/-психотерапией
Но основная идея все та же: существование бессознательной психики. И Фрейд и Юнг единогласны в утверждении, что в человеке есть вещи, которые он о себе знать не хочет, в основном потому, что они показывают его с плохой стороны. У невротиков этих вещей, судя по всему, особенно много. Довольно неприятные люди эти невротики. Сколько в них хитрости, желания манипулировать другими, паразитизма. Я убеждаюсь в этом, читая, например, произведения Карен Хорни. Главная героиня книги Хорни «Самоанализ» тоже, кстати, как и я, оказалась паразиткой.
Может быть я неправ. Возможно, я чего-то не понимаю.
Александр Григорьевич писал(а):
У меня будет к Вам другой вопрос: сколько сессий, и с каких таких побуждений Вы провели их с «доком», чтобы … оставаться ему настолько обязанным позволять над собой эти издевательские этюды «психоанализа»
Это был не психоанализ, а психодинамическая терапия.
Сколько сессий сказать трудно. Их было много, были длительные перерывы.
Сами по себе психотерапевтические сессии садистскими не кажутся. Однако проходят месяцы и годы, а некоторые слова, сказанные терапевтом, продолжают не давать покоя. Сначала я начинаю пытаться его опровергнуть. Я читаю психотерапевтическую / психоаналитическую литературу и убеждаюсь, что он все-таки прав. Психотерапия действительно болезненна. Обнаруживать в человеке плохое – это действительно обычная психотерапевтическая практика. Другие терапевты тоже обвиняют своих пациентов в ответственности за все на свете. Болезнь действительно мне нужна и приносит мне выгоду, как и чувство вины. Я действительно живу во лжи.
И тогда я начинаю повторять: психотерапия – это садизм. Ненависть – единственное, что могло б утешать. Но нет, нельзя: эта ненависть, скорее всего, ненастоящая, как и чувства к психотерапевту. Это перенос, сопротивление или какое-то другое невротическое искажение.
Ради справедливости я должен сказать, что мои представления (скорее всего, конечно же, неправильные) о психотерапии порождены не только личным опытом, но и тем, что я читал о психоанализе / психотерапии.
Александр Григорьевич писал(а):
ни Львовский/-Трускавецкий, и никакой другой образовательный проект от УСП в Украине психоаналитиков не готовит. Нет у нас такой секции, но есть секция группанализа, или, иначе – группового анализа, базирующегося на идеях и практике применения психоанализа в группе и с группой, и только: вот Вам и вся правда, увы, часто скрываемая псевдопсихоаналитиками от простого люда (т.е. - владеющие данным методом работы по завершении обучения именуются групп-аналитиками, и не более того, всё прочее, и, думаю, в порядке дурного исключения - доморощенное мифотворчество, для чего и как - вопрос другой).
Интересно получается. Я и раньше это заметил – в УСП нет секции психоанализа, есть только групповой анализ. Но я не обратил на это особого внимания.
Выходит, что все психоаналитики, перечисленные, например,
здесь, полноценными психоаналитиками не являются?
Но я не уверен, относится ли все это к моему терапевту. Я, честно говоря, не знаю, где он проходил обучение. Думаю, что это был Трускавецкий проект, но точно не знаю. Конечно же, не все терапевты в УСП получали образование в проектах УСП – некоторые из них учились за рубежом. Однако в УСП он точно числится и связь с сообществом точно поддерживает.
К тому же, в моем случае это был не психоанализ, а психодинамическая психотерапия.
Какая-то странная выходит ситуация.
Александр Григорьевич писал(а):
и в РФ, и в Украине, подлинных психоаналитиков, соответствующим всем критериям подготовки по стандартам Европейской Ассоциации Психотерапии - фактически по пальцам пересчитать можно
Психоанализ не только садистский, он еще и недоступный

.
Если психоанализ – это лечение правдой, то правды я никогда не узнаю.
Хотя, думаю, мне не обязательно нужен настоящий психоанализ. Может быть, мне вполне подошла бы все та же психодинамическая терапия. На такое я могу у нас рассчитывать?

Александр Григорьевич писал(а):
Этические нормы работы психотерапевта с клиентом чётко оговаривают его права и полномочия. В случае с Вами прослеживаются их грубые нарушения, что Вы правомочны обжаловать, либо в региональной организации, в которой состоит «док», либо в самом УСП
По-моему, никаких нарушений не было.
«Для чего Вам Ваше чувство вины? Для чего Вам это нужно?» – здесь все нормально: выгода от болезни, об этом и Фрейд писал. Пациент думает, что его болезнь – его беда, а он невинная жертва. Но нет-нет-нет, не тут-то было: болезнь ему нужна и он за нее ответственен.
Нет, серьезно, нарушений не было. Но если бы они и были, я все равно бы никуда не обращался – хотя бы потому, что все мои силы обращены на поиск работы и, если все пойдет по плану, нового психотерапевта.
На этот раз я надеюсь найти терапевта, который бы мне нравился – хотя бы немного, хотя бы на первых порах, пока он не начнет демонстрировать мне всякие мои плохие качества, склонности и поступки, говорить мне, что я сам во всем виноват и т.д. Психотерапия – сама по себе неприятная процедура, а если еще в придачу психотерапевт и пациент друг другу не нравятся, тогда это кошмар.
Александр Григорьевич писал(а):
Да и помимо того, прежде всего, прислушивайтесь к себе и своим чувствам, оспаривайте, если полагаете за нужное то, что Вам упорно навязывают
Спорить с психотерапевтами / психологами очень трудно, даже в воображении. Они ведь психологи, они этому обучались, они читали много литературы. Возможно, они лучше знают. Лучше знают, как работает моя психика, что для меня полезно и правильно
(и что вообще полезно и правильно), и как со мной, клиентом, работать. А я? Невротическая личность. А у невротических личностей, как известно, восприятие ограничено невротической узостью горизонта.
Так что силы неравные.
В моем случае спорить с психотерапевтом было особенно тяжело. Умело жонглируя идеями из разных психотерапевтических школ, он демонстрировал чудеса психотерапевтической эрудиции. Если он что-то сказал, то это с большой вероятностью так и есть. Потому что он, очевидно, много читал.
И упорного навязывания, как я уже говорил, не было. Все было естественно.
Александр Григорьевич писал(а):
Удачи Вам, уверенности в себе и в своих возможностях и силах, прекрасного настроения!
Вам тоже желаю всего наилучшего. Еще раз благодарю за Ваш ответ.
Александр Григорьевич писал(а):
уверенности в себе
А вот это вряд ли получится. Ничто так не опускает самооценку, как психотерапия.