История психологии и психиатрии.
Автопортрет больного
Но вот мы переходим границу и попадаем в область психического расстройства. Вернемся снова к автопортрету больного С. Он написан в 1950 году, больной в погонах маршала, а подпись гласит: «Радиосиссимус И. Савельев». С тех пор прошло больше двадцати лет. За это время С. последовательно был «субрадиатор-подполковник», «радиосиссимус Советскою Союза», «ученый атомщик — лауреат государственной премии», «первооткрыватель космосоиды». Что же это за состояние, при котором обыкновенный человек, ничего общего не имеющий ни с военным делом, ни с наукой, ни с космосом, вдруг начинает выдавать себя за маршала, ученого, первооткрывателя.
В подобных случаях речь идет о бреде, то есть о та «их ошибочных суждениях или умозаключениях, которые являются на болезненной основе (речь идет о структурах мозга), не поддаются исправлению и к которым. больного нет критического отношения. У описанной больного С. на протяжении многих лет имеется бред величия. Интересно отметить, что содержание бредовы высказываний обычно идет в ногу со временем. Приведенный пример очень демонстративен в этом отношении Когда он заболел, шла война, главным в жизни народ было стремление одержать победу над врагом.
Так полявляется вначале «субрадиатор-подполковник», затем «радиосиссимус Советского Союза». Оба звания связаны с радио, потому что в то время больной постоянно «ощущал» на себе действие «радиопеленгаторов». Но прошли испытания атомной бомбы в Советском Союзе. и больной «становится» «ученым атомщиком лаурятом государственной премии». Первые полеты искуственного спутника, Ю. Гагарина — и новая трансформация бреда. К бреду величия относят еще и такие варианты, как бред изобретательства, реформаторства, высокого происхождения.
Так было и на протяжении столетий. В средние века описаны целые эпидемии, когда люди говорили об одержимости дьяволом. В конце прошло века был распространен бред гипнотического воздействия, а с открытием электричества стали звучать новь мотивы. Одна фабула сменяет другую, но содержание бреда, как правило, соответствует духу эпохи.
Еще один случай навязчивых состояний
А вот совсем другой случай. Больная Л. рассказывает, что несколько лет назад она стала замечать плохое отношение к себе сослуживцев, потом соседей. Bначале не понимала, в чем дело, но вот уже в течение года твердо знает, что ее преследует хорошо организованная шайка людей, поставившая перед собой задачу терроризир. вать ее. Достаточно выйти из дома, как люди на улии включаются в слежку и передают наблюдение за ней а одного преследователя другому, которые бывают всюду в автобусах, трамваях, троллейбусах. Это тоже бред, но иного содержания — бред преследования, отношения. К этой же группе следует отнести и бред отравления, воздействия.
Бред, в зависимости от фабулы, имеет эмоциональную окраску. При идеях величия у больных приподнять настроение, они уверены в себе, своих силах, добивают их признания. В случаях, когда бред носит характер преследования, настроение снижено, больные опасаются окружающих, пытаются скрыться, спасти свою жизнь.
Еще более депрессивным бывает настроение в тех случаях, когда у больных отмечаются бредовые идеи самоуничижения, греховности, виновности, ипохондричности. В этих случаях они высказывают массу жалоб на несуществующие болезни или грехи. Такие больные мрачны, целиком поглощены своими переживаниями, контакт с ними затруднен, они склонны к самоубийству и поэтому требуют постоянного наблюдения.