История психологии и психиатрии.
Причины психических расстройств
Таких причин много. Ибо многообразен мир, котор окружает человека, сложна и биологическая сущнос организма. Причины психических расстройств могут быть экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними). Когда мы говорим о первой группе причин, то имеем в ви разного рода физические повреждения головы и мозга воздействие инфекций и интоксикаций, влияние заболев ваний различных органов и систем человеческого организма на высшую нервную деятельность, психическую травматизацию личности больного.
Сюда же следует отнести и так называемые врожденные причины болезней. Надо заметить, что большинство психозов экзогенного характера начинаются остро, текут бурно и заканчиваются полным восстановлением психического здоровья, хотя в отдельных случаях возможно затяжное течение, остаточные явления.
Под эндогенными причинами главным образом подразумевают патологическую наследственность.
Эндогенная и патологическая наследственность
Война. Великий русский врач Пирогов называл ее травматической эпидемией. Миллионы людей в периоды' военных действий на фронте и в глубоком тылу получают-травмы головы — открытые и закрытые, сдавления и ушибы. В результате в одних случаях повреждается целостность черепной коробки и вещества мозга, в других— происходят невидимые глазом сдвиги в клетках мозга, даже мелкоточечные кровоизлияния.
Такие нарушения-могут привести к легким изменениям, выражающимся в периодических головных болях, быстром реагировании на перемену барометрического давления, некоторой раздражительности, вспыльчивости или пассивности. В более тяжелых случаях появляются сложные нарушения психики, достигающие временами степени выраженного. психоза или слабоумия. Возможны и припадочные состояния.
В настоящее время уличный травматизм в некоторых странах достигает уровня национального бедствия, заменив травматизацию военных лет. Ежегодно по дорогам мира несутся тысячи и тысячи автомашин. Массы людей погибают в результате автомобильных катастроф или получают травмы. 100 000 человек ежегодно находят смерть на магистралях разных стран. Причем 78 процентов среди жертв составляют мужчины. Это официальная статистика Всемирной организации здравоохранения. Если сравнить смертность от разных причин, то окажется, что автомобильный транспорт более опасен для человека, чем все заразные болезни, вместе взятые.
В США, например, в 1957 году в результате автодорожных катастроф погибло 38 702 человека, а от различных инфекционных заболеваний — 24 256 человек. Но не все погибают. Многие остаются калеками на всю жизнь, получив различные травмы. Считается, что на каждого погибшего имеется 35—40 раненых, которые теряют работоспособность на время более одного дня.
Эксперты ВОЗ пишут: «...американская медицинская ассоциация в 1955 году подсчитала, что 7 процентов коек в общих и специальных больницах, не считая психиатрических лечебниц и учреждений для больных туберкулезом, занимают жертвы несчастных случаев. Средняя продолжительность госпитализации составила 10,7 дня, общие расходы на лечение — 310 миллионов 565 тысяч долларов. Национальный совет безопасности США в 1957 году подытожил, во что обходятся стране несчастные случаи на дорогах: потери заработной платы—1,5 миллиарда долларов, материальный ущерб — 1 миллиард 850 миллионов, медицинская помощь — 150 миллионов, выплата страховых сумм — 1 миллиард 750 миллионов долларов».