История психологии и психиатрии.
Открытие условных рефлексов
Открытие условных рефлексов, а затем процессов возбуждения и особенно торможения привело И.П.Павлова к обоснованию учения об анализаторах внешней среды, о процессах анализа и синтеза, происходящих в коре; мозга. С анализаторной деятельностью головного мозга неразрывно связан и синтез, то есть сопоставление отдельных раздражителей, явлений, событий, соединение их в единое целое. Но это не просто суммирование, а создание нового качества.
Примером такой синтетической деятельности может служить образование условных рефлексов. Здесь происходит не просто совмещение двух (безусловного и условного) рефлексов, а синтез, в результате которого получается качественно новое состояние — условный рефлекс. Эти два мозговых явления неизменно сопутствуют жизни животного и человека. Например, человек может: различать не только музыкальные полутона (анализ), но воспринимать целостную мелодию (синтез).
Такой процесс становится возможным благодаря вовлечению в него целых групп нервных клеток, совместному их действию. Возьмем солнечный свет. Известно, что он состоит из гаммы лучей разной длины, различать их удается с помощью анализа со стороны глаз и мозга. А происходит это в результате возбуждения одних клеток зрительного анализатора и торможения других.
У животного элементарные раздражители образуют в мозгу разнообразные комплексы. В работу вовлекаются несколько анализаторов. В результате возникают ощущения, складывающиеся затем в представления о предметах, каждый из которых имеет свою форму, цвет, качество поверхности, запах, вкус и т. д.
Формирование восприятия
На основе ощущения формируется восприятие, в котором отражаются явления внешнего мира. Ощущения и восприятия становятся исходным материалом для создания представлений, умозаключений, то есть для мышления.
Мышление— это уже высшая ступень познания. У человека в процессе его развития, особенно в общественном труде, в голов' ном мозге произошел переход от конкретных образов к образованию понятий, мыслей, отвлеченных представлений. „Например, созерцая красивый цветок — розу, человек не только ощущает его аромат или цвет, но, пользуясь отвлеченным мышлением, может представить себе плантацию роз, подумать о том, как этот цветок может быть использован в практике для приготовления эссенций, вспомнить стихи, посвященные розе.
В «Философских тетрадях» В. И. Ленин писал, что диалектический путь познания истины идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Эти замечательные, марксистски обоснованные положения, объясняющие психическую деятельность человека, находят свою физиологическую основу в созданной И. П. Павловым теории условно-рефлекторной деятельности, базирующейся на прочном фундаменте материальных процессов, происходящих в коре головного мозга — торможении и возбуждении, анализе и синтезе.