История психологии и психиатрии.
Функции памяти
Запоминание — может быть непроизвольным, и тогда оно происходит помимо воли человека. В произвольном запоминании выделяют механическую память, когда запоминание идет по ассоциациям, сходству, смежности (близости расположения), по контрасту, и смысловую, логическую память (активно-волевую). Сохранение (ретенция)—лучше сохраняются в памяти эмоционально окрашенные события при сочетании механических и словесных понятий.
Эта функция памяти все время совершенствуется в зависимости от накопления знаний, опыта, интересов и т. д. Имеется кратковременная (до 10 минут) и долговременная память. Запоминание зависит от мотивов, от личности человека. Может быть предпочтительная память — зрительная, слуховая и т. д. Следует многократно повторять материал, чтобы его запомнить.
При запоминании нужно чередовать виды работы. Необходимо повторять материал через сутки, лучше в беспорядке. Воспроизведение (репродукция) — непроизвольное и произвольное (волевое). Оно зависит от прочности сохранения, точности воспроизведения, готовности памяти к экфорированию (воспроизведению), эмоционального настроя личности, усталости и других моментов.
Память и ее виды
Ученые-психологи различают образную память (зрительная, слуховая и другие), при которой запоминаются и воспроизводятся предметы и их свойства; двигательную память — запоминание и воспроизведение движений; эмоциональную память — запоминание и воспроизведение чувств; словесно-логическую память —мысли, связанные со словами-символами.
У людей встречаются различные сочетания перечисленных видов памяти — гармоничное развитие всех ее форм или отдельных сторон. Развитие памяти в зависимости от возраста начинается с условных рефлексов на сосание. На пятом месяце уже есть узнавание. Постепенно память отделяется от ощущений и восприятий. В двух-четырехлетнем возрасте память в основном непроизвольна, эмоциональна.
У дошкольников преобладает зрительная память или наглядно-образная. У школьников начинает преобладать логическая память, укрепляется связь между памятью, мышлением и волей. С возрастом растет скорость запоминания и объем сохраняемого материала. Значительный сдвиг происходит при переходе из младшего дошкольного возраста к среднему. Образная память выступает как вспомогательный материал для смысловой — логической памяти. Меняются способы запоминания. Память продолжает совершенствоваться в студенческие годы и в зрелом возрасте.