История психологии и психиатрии.
Заметки Саввы Большого о психических заболеваниях на территории Казахстана
Савва Большой, путешествовавший в начале XIX века по территории Казахстана, врач по образованию, так оценивал состояние медицины у местного населения: «...что касается до киргизского (казахского.—М. Г. ) лечения, то оно не только не заслуживает внимания, но даже и описать его трудно. Оно большей частью состоит из пустой ворожбы и неудобоизъяснимых шаманств».
Далее он описал несколько случаев «лечения» местными лекарями — даргыром и баксы — различных заболеваний, в том числе и «падучей». У Саввы Большого мы впервые встречаемся с указанием на психические заболевания в этих краях. Надо полагать, что под «падучей» он разумел род судорожной болезни, точнее, истерическую болезнь с судорожными компонентами, а не припадки при эпилепсии, так как, описывая дальнейший ход заболевания, он указывал, что припадки прошли и больные выздоравливали.
К. К. Мейндорф в 1826 году, описывая свое путешествие из Оренбурга через казахские степи в Бухару, отмечал, что «встречаются, как и во всех мусульманских странах, пилигримы, смешно облаченные в длинный плащ, с сосудом из тыквы-горянки и посохом. Попадаются и сумасшедшие, вприпрыжку двигающиеся по улицам,— они считаются «полусвятыми». Такие же наблюдения сделали К. Салдатенков и Н. Щепкина. Они сообщают о юродивых, которых в местном населении считали людьми не только благочестивыми, но и святыми.