Психология развития человека.
Проблемы научного творчества
И хотя наше исследование в основном опирается на данные о творчестве в математике и физике, однако мы считаем, что полученные результаты с небольшими модификациями можно распространять и на другие области творческого мышления. Но прежде чем приступить к конкретному исследованию, представляется необходимым остановиться вкратце на некоторых вопросах, их рассмотрение покажет важность проблемы, которой посвящена настоящая работа. Краткое рассмотрение гносеологического, логического, физиологического, кибернетического и психологического аспектов мышления показывает, что предмет изучения этих наук по существу один — мышление человека.
Проблема мышления рассматривается здесь в разных аспектах, в каждом из которых ради познания входящих в сферу его компетентности законов мышления возникает необходимость отвлекаться от остальных его сторон. Однако единство изучаемого предмета объективно определяет взаимосвязь и взаимообусловленность всех аспектов изучения мышления. Эти обстоятельства дают возможность использовать результаты и методы, полученные в одной области, в других областях изучения творческого мышления. Высокие темпы исследовательских работ показывают, что дальнейшее развитие и конкретизация общей теории мышления успешно осуществляются.
Проблемы научного творчества в течение долгих веков привлекали к себе внимание выдающихся естествоиспытателей и философов. «Нет ничего важнее, чем умение найти источник изобретения, — на мой взгляд, это еще «интереснее, чем само изобретение». Эти слова Лейбница в наше время приобретают несравненно большую силу и важность, чем три столетия назад, когда они были сказаны. Однако только философией проблемы творческого мышления, в особенности проблема интуитивного «озарения», внезапного понимания, вследствие ряда причин не могли быть решены.
Одной из главных причин является то, что это одновременно и психологические проблемы, глубокий философский анализ которых требует хотя бы приблизительного их решения методами научной психологии. Добавим к этому, что все разновидности интуиции в своей основе имеют такие психические явления, как восприятие, апперцепция, установка, творческое (и «симультанное») мышление, воображение. В философских теориях интуиции, как рассматриваемых В. Ф. Асмусом, так и оставшихся вне поля его внимания, интуиция как форма познания чаще всего рассматривается без четкого расчленения ее психологических и философских аспектов.
Для теорий интуиции, созданных в древности, это более или менее естественно, так как психология еще не была самостоятельной наукой и психические процессы и состояния были познаны весьма поверхностно. Но в настоящее время для плодотворности философского анализа проблемы интуиции совершенно необходимо опираться на уже значительные достижения психологии познавательных процессов.