Психология развития человека.
Интимные психологические механизмы творческого акта
Что касается конкретных научных критериев, которыми мы руководствовались при выборе этих работ, то можно сказать следующее.
В настоящее время еще преждевременно строго классифицировать эти работы в отдельные направления. Попытка М. С. Бернштейна наметить в основных чертах эти направления (он указывает по крайней мере шесть направлений) верна постольку, поскольку он относит эти работы к известным психологическим школам.
На наш взгляд, при определении направления исследований психологии мышления можно исходить из того, как тот или иной ученый решает одну из ключевых проблем творчества — проблему интуитивного «озарения». Определенных, более или менее отчетливо выраженных концепций в этом вопросе пока нет.
Поэтому мы воздержимся от классификации и рассмотрим взгляды некоторых ученых с точки зрения их важности для проблемы интуитивного познания. Второе соображение, определившее выбор рассматриваемых работ, заключается в следующем. Не вызывает сомнения, что наибольшую ценность имеют работы, в которых творческий процесс рассматривается в более широком плане — в плане проблем, из которых образуется новая научная дисциплина — науковедение.
На наш взгляд, не может быть глубокого понимания закономерностей развития науки и его научного планирования, если не решены такие кардинальные проблемы, как: интимные психологические механизмы творческого акта; внешние и внутренние условия, стимулирующие или задерживающие творческий процесс; в чем состоят творческие способности и как их развивать, наследственны они или приобретаемы, а если играют роль оба фактора, то каково их относительное значение; какова роль случайности в творческом процессе; каковы психологические взаимоотношения в малых группах (в которых в основном трудятся ученые) и как они влияют на процесс творчества и т. п.
Эти проблемы так или иначе обсуждаются многими авторами, поэтому, сосредоточивая внимание на проблеме «озарения», нельзя игнорировать и эти вопросы. Конференция в университете Юта в 1961 г. В течение последних двух десятилетий значительные усилия для понимания творчества сделаны американскими психологами.
В различных университетах США проводились конференции, посвященные проблемам научного творчества. В университете штата Юта такие конференции проводились в 1955, 1957, 1959, 1961 и 1962 гг. Материалы конференции 1961 г. опубликованы отдельной книгой. Нашей задачей не является полное рассмотрение обсуждаемых в ней вопросов. Мы отметим лишь то, что касается нашей проблемы.