Психология развития человека.
Измерители творческого таланта
Авторы одной из глав К. В. Тейлор и Дж. Голанд, касаясь необходимых качеств, которыми должен обладать ученый для переживания инсайтных состояний, приводят следующие результаты, полученные Дж. Гилфордом: «В основу... инсайта Гилфорд положил следующие интеллектуальные характеристики, являющиеся, по-видимому, самыми ценными измерителями творческого таланта: оригинальность... адаптивная гибкость, спонтанная гибкость, ассоциативная плавность, экспрессивная плавность, словесная плавность, идеационная плавность, способность к разработке (elaboration) и, вероятно, некоторые оценочные факторы (evaluation factors)».
Верно указывая на эти индивидуальные качества, необходимые для успешной работы, авторы, однако, не показывают, каким образом в конкретном творческом процессе они проявляются. Как известно, в психологической литературе до сих пор нет четкого разделения понятий «творчество» и «продуктивность». Поэтому весьма ценным является подчеркивание авторами разницы между ними: «Необходимо различать творчество от продуктивности, так как продуктивность заключает в себе количество, а творчество — высокое качество особого рода.
Результаты исследований убеждают, что творчество и продуктивность покрывают друг друга по меньшей мере в ограниченной степени». Следует добавить, что продуктивный ученый может и не обладать высокими творческими возможностями, но может быть весьма ценным систематизатором, развивающим и оформляющим в стройные системы ценные идеи, высказанные другими. Соответственно ученый с очень высокими творческими возможностями может быть малопродуктивным в смысле количества написанных научных трудов.
Как известно, А. Эйнштейн, Н. Бор, Луи де Бройль и другие сравнительно мало писали. В самых счастливых случаях эти -два качества сочетаются. Таковы, например, Б. Рассел, Л. Ландау и другие современные ученые. Однако внутренние взаимосвязи этих двух качеств творческого ученого намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Достаточно указать на следующее обстоятельство, для того чтобы в этом убедиться. У ученых с высокими творческими способностями возникает много ценных идей.
Многочисленность этих идей обусловливает многочисленность написанных научных трудов. Но с другой стороны, чрезвычайное богатство новых идей может помешать сосредоточению на одной из них и доведению ее разработки до конца. На эти и возникающие в этой связи другие многочисленные вопросы нет ответа в рассматриваемой работе.
Отмеченная Дж. Гилфордом оригинальность, в частности, проявляется в способности ученого везде находить нерешенные проблемы. «Тонкий наблюдатель как-то заметил, что частью гения Эйнштейна была его неспособность понимать очевидное. Таким образом, отбрасывание как собственных, так и чужих поверхностных объяснений и способность знать, когда ты не знаешь (to know when you don’t know), может быть решающим для внесения оригинальных вкладов».