Психология развития человека.
Теоретический анализ мышления человека
Составленная Б. Гизелином книга является сборником высказываний 39 известных ученых, писателей и поэтов о характерных особенностях творческого процесса т. Б. Гизелин принадлежит к числу американских психологов, считающих важнейшим изучение биографий й автобиографий ученых, в которых отражены результаты их самонаблюдений и наблюдений. В указанной работе среди авторов очень мало ученых — естествоиспытателей, математиков и психологов. Кроме того, взгляды этих авторов (Пуанкаре, Адамар) мы уже изложили.
Мы не считаем продуктивным расширение нашей проблематики вне сферы творчества в науке, хотя, несомненно, процессы творчества во всех областях имеют некоторые общие психологические механизмы. Вышеуказанную работу Б. Гизелина можно во всяком случае использовать в качестве источника весьма ценных фактов, касающихся проблем творчества. Дж. Гетцелс и Ф. Джексон о творчестве Значительный интерес представляет работа Дж. Гетцелса и Ф. Джексона. Мы кратко проанализируем здесь лишь III главу книги, посвященную теоретическому анализу мышления человека.
В ней рассматриваются основные положения логического, ассоциативного и гепь тальтистского подходов к проблеме образования новых идей. Находясь под явным влиянием гештальтизма, авторы книги показывают, что логический и ассоциативный подходы не дают ключа,для понимания выборочного, эвристического характера творческого мышления даже в самых простейших случаях. В результате анализа взглядов Адамара, Пуанкаре, Артура Кестлера и других на характер механизмов творческого мышления (роль бессознательного и т. д.) авторы книги приходят к выводу, что творчество чаще всего состоит в уничтожении логических барьеров.
Солидаризируясь с Адамаром, они подчеркивают, что немаловажным звеном творческого процесса являются нахождение и постановка проблемы. В основных теоретических вопросах они следуют за Вертгаймером, поэтому философская и общепсихологическая оценка их взглядов совпадает с той, которую мы дали теории гештальта. Дж. Гетцелс и Ф. Джексон значительное внимание уделяют неофрейдистским концепциям творчества.
Остановимся на них подробнее. З. Фрейд и его ранние последователи (Юнг, Адлер и др.)» как известно, не оставили специальной теории творческого мышления, а лишь указали на некоторые возможные пути образования творческой энергии и мотивации творческой деятельности. Мысли З. Фрейда о творчестве разбросаны во всех его работах, но более конкретно на вопросах творчества он останавливается в работах «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства», «Поэт и фантазия», «Толкование сновидений», «Остроумие и его отношение к бессознательному».