Психология развития человека.
Неспособность сознания быть творческим
Анализируя основные высказывания Фрейда, авторы книги следующим образом систематизируют его положения относительно творчества:
1) творчество возникает из конфликта, и бессознательные силы, мотивирующие творческое «решение», параллельны бессознательным силам, мотивирующим невротическое «решение». Конкретно об «озарении» Фрейд, как известно, говорил: «Часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение»;
2) психологической функцией и эффектом творческого поведения является разрядка накопленной (сдерживаемой — pent-up) эмоции, устраняющей конфликт (или ослабляющей его до уровня, допустимого в нормальной психической активности индивида);
3) творческое мышление исходит (derives) из обработки «свободно возникающих» фантазий и идей, связанных с дневными снами и играми детства;
4) творческая личность принимает эти «свободно возникающие» фантазии, а нетворческая личность подавляет их (это чрезвычайно важный пункт);
5) когда бессознательные процессы становятся я-синтоническими (ego-syntonic), то создается возможность «достижения специального результата»;
6) особое значение имеет роль опыта детства, творческая деятельность является как бы «продолжением и заменой детской игры».
Взгляды Фрейда на творчество были развиты его последователями: Ф. Дойчем («Тело, душа и искусство»), Л. С. Кюби («Нервные расстройства творческого процесса»), Е. Крисом («О мыслительных процессах предсознательного») и др. Неофрейдисты считают основным фактором активность предсознательного (подсознательного) в творческом процессе. Кюби отвергает попытку отождествления творчества с патологическими состояниями и считает, что роль бессознательного (в фрейдовском понимании) ничтожна в творческом процессе. Он пишет: «Общим для большинства ранних работ по этой теме... является смешение бессознательной деятельности с предсознательной.
Когда Сакс говорит об «игре бессознательного», он в действительности имеет дело с предсознательной работой, когда она искажена под давлением бессознательных процессов. Если вне этого взаимодействия сохраняется творчество, то это в первую очередь и главным образом благодаря предсознательным, а не бессознательным процессам. Подобные примеры можно привести из большинства ранних работ по этому вопросу, но я думаю, что будет ближе к истине... сказать, что творческой является личность, которая каким-то образом, являющимся в настоящее время случайным, сохранила способность использования своих предсознательных функций более свободно, чем другие, могущие потенциально быть равными по одаренности...».
Неспособность сознания быть творческим Кюби обосновывает тем, что оно логично, связано со строго упорядоченными символами и понятиями и как бы исключает возможность создания новых порядков и сочетаний, т. е. подавляет фантазию, воображение. Там же, где воображение свободно от оков сознания, имеет место творчество. Именно вследствие скованности фантазии многие высокоинтеллектуальные люди с энциклопедическими знаниями малоспособны к творчеству. Их подсознательная сфера менее активна.