Психология развития человека.
Юджин Раудсепп о проблемах творчества
Одной из недавних серьезных американских работ, обсуждающих проблемы творчества в широком плане науковедения, является книга Юджина Раудсеппа. Раудсепп выступает против психологов, утверждающих преобладающее значение момента инсайта. Он считает, что появление новой идеи нельзя приписывать только моменту инсайта (как утверждают сторонники теории случайности). Раудсепп полагает, что научная идея формируется постепенно, предпосылки ее образования также накапливаются постепенно. Отсюда он, естественно, приходит к признанию важности как предварительной подготовки, так и последующего оформления идеи.
Именно поэтому Раудсепп придает большое значение систематической тренировке ума ученых. Однако Раудсепп не умаляет роли интуиции, хотя и не оценивает ее достаточно высоко. Весьма справедливо, пишет он, что «творческая личность сперва скорее чувствует свою идею, чем мыслит ею или концептуализирует ее». Эту стадию Раудсепп считает главной в творческом процессе, так как имеет место становление основной структуры идеи. Поэтому, как справедливо отмечает Раудсепп, на стадии появления идеи и в течение определенного последующего за этой стадией периода времени критика должна быть исключена.
Появление любого чужеродного элемента в поле внимания творящего индивида может тормозить развитие «блестящей» идеи. Критика становится допустимой и даже необходимой тогда, когда процесс интенсивного становления идеи закончен и она получила полное возможное развитие, когда разъяснены все ее стороны и когда налицо всесторонняя словесная ее оформленность. Вот почему процесс творчества требует временной психологической изоляции индивида. Однако сам ученый тоже должен по мере возможностей удержаться от критики своих идей непосредственно после их появления, когда они логически еще недостаточно развернуты. На наш взгляд, Раудсепп обращает недостаточно внимания на эту сторону вопроса.
Однако крупные ученые хорошо понимали необходимость этого. Особое внимание на это обстоятельство обратил Эйнштейн. Говоря о физике Пауле Эренфесте, он подчеркивал, что трагедией жизни этого человека было чрезмерное преобладание и опережение его критического) мышления над конструктивным. Любая новая идея (а у него таковых было множество) им же самим критиковалась самым беспощадным и уничтожающим образом. Он остро чувствовал недостатки своих идей и недооценивал их достоинства.
В результате этого многие его идеи, отвергнутые им, были развиты или высказаны другими, потому что они вытекали из естественного хода развития физической науки. Он не мог найти в себе мужество до конца разработать какую-либо из собственных идей. Но ведь одной из важнейших черт ученого- теоретика является именно способность работать, не будучи уверенным в абсолютной правоте своих идей. Отсутствие конструктивного мышления приводит к бесплодности в науке. Эйнштейн считал это патологическим явлением, следствием психических травм, полученных в детские годы.