Психология развития человека.
Основные мотивы творческих работников
Раудсепп чувствует, что когда возможное решение научной проблемы интуитивно предвидится, то подбор фактов уже не может носить исключительно случайный характер. Однако у Раудсеппа мы тщетно искали бы объяснения тому, что же собой представляет интуиция. Фактически у него мы находим лишь постановку проблемы интуиции, но о ее механизмах он ни слова не говорит больше того, что сказано Вертгаймером и Пуанкаре.
Далее Раудсепп указывает на те внешние условия, которые благоприятствуют появлению удачных идей (время дня, окружение ученого, устранение шума и т. п.), а также на привычки ученых, играющие далеко не второстепенную роль в творческом процессе. Именно своеобразные привычки ученых, отмечает Раудсепп, способствуют творчеству. Они часто не совпадают с обычными нормами поведения и поэтому кажутся чудачествами.
Однако те, кто несет ответственность за плодотворность научных исследований, не должны равнодушно относиться к указанным индивидуальным особенностям ученых. Весьма правдоподобными нам кажутся приведенные Раудсеппом цифры, характеризующие особенности мотивов, которыми руководствуются ученые и технические специалисты.
Ссылаясь на работы некоторых американских психологов, Раудсепп в следующем порядке располагает основные мотивы творческих работников: желание решать научные проблемы — 68,8% опрошенных, личное удовлетворение от решения — 64, желание завоевать научный авторитет — 64, желание продвинуться в финансовом отношении — 42, желание продвинуться по званию — 14,3%.
Отсюда делается справедливое заключение, что у творческих людей основную роль играют высокие мотивы. У творческих людей, отмечает Раудсепп, обычно больше свободной энергии и импульсивности, чем у заурядных людей, они очень чутки к чувствам и эмоциям, они доверяют своим чувствам и эмоциям.
Раудсепп приводит слова одного из представителей психоаналитического направления — А. X. Маслоу, писавшего, что творческая личность — «это личность, умеющая жить со своим бессознательным; жить со своим ребячеством, фантазией, поэтическими своими качествами, со своим безумством (with his crazy quality). Она — личность, как тонко сказал один психоаналитик, «которая умеет регрессировать на службу я (ego)». Это добровольный регресс».
Несмотря на действительную тонкость данного замечания Маслоу, нельзя полностью согласиться с тем, как он понимает бессознательное. Это по существу ортодоксальное фрейдистское понимание, поэтому считается, что в процессе творчества личность регрессирует на службу своего «я». Творческому процессу здесь ошибочно приписывается патологическая мотивация.