Психология развития человека.
Первичное и вторичное творчество
А. X. Маслоу различает два вида творчества: первичное и вторичное. Первичное творчество исходит, согласно Маслоу, из бессознательного, является источником нового открытия, оно общее для всех людей, его можно найти в здоровом ребенке. Оно исходит от тех, кто способен играть, мечтать, смеяться и бездельничать, кто умеет быть спонтанным, более открытым для бессознательных побуждений и импульсов.
Его можно найти у тех, кто принимает свою нежность, женственность и некоторую слабость, кто особенно остро интересуется искусством и эстетикой. Вторичное творчество, по Маслоу, первоначально исходит от сознания, от суровых и практичных людей, которые боятся порывов, исходящих от бессознательного, осторожны и заботливы во всем, что они делают. Оно исходит от тех, кто не умеет хорошо играть (отсутствие игривости) и кто в высшей степени умеет контролировать свои эмоции. Оно характерно для людей, требующих строгого порядка в своей жизни и не любящих поэзию и другие эмоциональные выражения. Оно имеется у людей, заглушающих свое ребячество, пугающихся своей нежности, женственности и подавляющих всякую слабость.
Маслоу справедливо отмечает, что здоровая творческая личность должна обладать обоими видами творческой активности в относительной гармонии, в синтезе. Исходя из вышеприведенных мыслей Маслоу, Раудсепп далее останавливается на некоторых психологических чертах творческих личностей. Активная любознательность характеризует всех людей, обладающих творческими способностями. У них она сохраняется в течение всей жизни, и привычки (как индивидуальные, так и групповые) мало влияют на их острую восприимчивость по отношению ко всему новому.
Творческие люди сохраняют способность удивляться. О сохранности активной любознательности говорит универсальность интересов всех поистине великих умов, их способность опознавать проблемы там, где заурядным людям все представляется самоочевидным. Процесс творчества, как известно, имеет две стороны: индивидуальную и социальную. В интимном смысле «творчество» есть процесс индивидуальный, а социальным оно становится вследствие двух основных причин:
а) никто не в состоянии творить, не пользуясь накопленным человечеством знанием;
б) сложность и широта научной проблематики делает необходимым общение между учеными в целях распределения труда и использования полученных различными исследователями результатов.
И именно потому, что процесс творчества есть преимущественно индивидуальный психический процесс, ученый должен обладать способностью вынести хотя бы кратковременную периодическую психологическую и физическую изоляцию. Это требование самого процесса творчества, поэтому ученый естественным образом избегает обыденности и суеты.