Психология развития человека.
Непрерывное чередование анализа и синтеза
Мы уже говорили о роли знаний в научном творчестве. Но широкие знания предполагают широкую память, способность к сохранению большого количества информации. Развитие памяти происходит в процессе систематической и целеустремленной научной работы.
Расширение памяти приводит к развитию естественной восприимчивости, создает возможности для интуитивного «озарения», так как последнее является результатом активности подсознательного, что, как уже было сказано в главе III, есть не что иное, как динамически понятая память. Раудсепп не касается этих важнейших вопросов.
Однако он справедливо отмечает, что богатая память вовсе не тождественна с творческими возможностями. Многие энциклопедические умы были бесплодными.
Память ученого может быть не очень широкой, но она должна быть творческой. А творческой память становится тогда, когда она флексивна, динамична. Все факты, сохраненные в памяти ученого, должны иметь возможность сталкиваться, связываться друг с другом (сравните с «ассоциативной плавностью» Гилфорда).
У творческих людей знания все время находятся в движении. Поэтому у них в подсознательной сфере всегда существует вероятность образования новых комбинаций. Творческий процесс по существу представляет собой непрерывное чередование анализа и синтеза.
Анализировать проблему, по-новому сочетать элементы, произвести подобные действия многократно — характерные особенности творческих умов. «Озарение» есть результат синтетического акта, имеющего предпосылкой анализ проблемы. Поэтому аналитический ум всегда в той или иной мере является творческим.
Раудсепп кратко рассматривает вопросы мышления образами (при этом он полностью разделяет взгляды Вертгаймера и не добавляет ничего нового), проблему оригинальности, где он справедливо указывает на то, что творчество и оригинальность едины, и делает очень ценное замечание о том, что оригинальность проявляется не только в создании оригинальных идей, но не в меньшей мере и в острой восприимчивости ученого к новым, но чужим идеям.
Чрезвычайно важным качеством ума ученого является гибкость. Не теряя из виду своей цели, творческий ученый, говорит Раудсепп, в состоянии иметь много различных подходов к проблеме. Он не создает при этом раз и навсегда установленных категорий, а быстро меняет их при обнаружении их неадекватности изучаемому предмету.