Форум
Консультации

Здесь рассказывается о том, что такое психологическая помощь, какой она бывает и когда следует обращаться к специалистам.

О проекте «ПсиСтатус»

В этом разделе мы говорим о смысле и назначении проекта.

Контактная информация

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда.

Психология развития человека.
Непрерывное чередование анализа и синтеза

Мы уже говорили о роли знаний в научном творчестве. Но широкие знания предполагают широкую память, способность к сохранению большого количества информации. Развитие памяти происходит в процессе систематической и целеустремленной научной работы.

Расширение памяти приводит к развитию естественной восприимчивости, создает возможности для интуитивного «озарения», так как последнее является результатом активности подсознательного, что, как уже было сказано в главе III, есть не что иное, как динамически понятая память. Раудсепп не касается этих важнейших вопросов.

Однако он справедливо отмечает, что богатая память вовсе не тождественна с творческими возможностями. Многие энциклопедические умы были бесплодными.

Память ученого может быть не очень широкой, но она должна быть творческой. А творческой память становится тогда, когда она флексивна, динамична. Все факты, сохраненные в памяти ученого, должны иметь возможность сталкиваться, связываться друг с другом (сравните с «ассоциативной плавностью» Гилфорда).

У творческих людей знания все время находятся в движении. Поэтому у них в подсознательной сфере всегда существует вероятность образования новых комбинаций. Творческий процесс по существу представляет собой непрерывное чередование анализа и синтеза.

Анализировать проблему, по-новому сочетать элементы, произвести подобные действия многократно — характерные особенности творческих умов. «Озарение» есть результат синтетического акта, имеющего предпосылкой анализ проблемы. Поэтому аналитический ум всегда в той или иной мере является творческим.

Раудсепп кратко рассматривает вопросы мышления образами (при этом он полностью разделяет взгляды Вертгаймера и не добавляет ничего нового), проблему оригинальности, где он справедливо указывает на то, что творчество и оригинальность едины, и делает очень ценное замечание о том, что оригинальность проявляется не только в создании оригинальных идей, но не в меньшей мере и в острой восприимчивости ученого к новым, но чужим идеям.

Чрезвычайно важным качеством ума ученого является гибкость. Не теряя из виду своей цели, творческий ученый, говорит Раудсепп, в состоянии иметь много различных подходов к проблеме. Он не создает при этом раз и навсегда установленных категорий, а быстро меняет их при обнаружении их неадекватности изучаемому предмету.

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

← к содержанию

Подписка на рассылку

Статьи по психологии

Пациентам:

О нас

Особенностью нашего подхода и нашей идеологией является ориентация на реальную помощь человеку. Мы хотим помогать клиенту (пациенту) а не просто "консультировать", "проводить психоанализ" или "заниматься психотерапией".

Как известно, каждый специалист имеет за плечами потенциал профессиональных знаний, навыков и умений, в которые он верит сам и предлагает поверить своему клиенту. Иногда, к сожалению, этот потенциал становится для клиента "прокрустовым ложем" в котором он чувствует себя, со всеми своими особенностями и симптомами, не уместным, не понятым, не нужным. Клиент,  даже, может почувствовать себя лишним на приеме у специалиста, который слишком увлечен собой и своими представлениями. Оказывать психологическую помощь или предлагать "психологические услуги" - это совсем разные вещи >>>

Карта форума

Страницы: 1 2 3

Москва, Неглинная ул., 29/14 стр. 3

Тел.: +7 (925) 517-96-97

Написать письмо

2006—2018 © PsyStatus.ru

Использование материалов сайта | Сотрудничество и реклама на сайте | Библиотека | Форум