Психология развития человека.
Внутренняя интуитивная идентификация
С указанием на то, что в конечном счете активность организма есть выражение психического напряжения, образовавшегося в процессе взаимодействия с внешним миром, можно принять данное требование Г. Рагга в качестве законного. Творческий процесс, действительно, предполагает наивысшую активность индивида и внутреннее непреодолимое стремление к идентификации с изучаемыми явлениями.
Очевидно, что невозможно понять творчество исходя только из реактивности организма. Бихевиоризм не в состоянии решить проблему творческого вдохновения. Будущая теория должна учесть необходимость полного сосредоточения и исключения всех внутренних и внешних побочных раздражений.
Это требование, таким образом, приводит к установлению тесной связи между гипнотизмом и творческим процессом. Творческий процесс, как полагают и другие психологи, имеет общие черты (как внешние, так и внутренние) с состоянием гипноза. Внутренняя интуитивная идентификация должна быть принята в качестве автономного организующего процесса, характеризующего человека и другие организмы, от клетки до целого многоклеточного животного.
Это требование Г. Рагга, по-видимому, надо понимать в том смысле, что любой организм в процессе приспособления к среде стремится к максимальной гармонии с природными воздействиями. В данном случае (как и вообще) Г. Рагг понимает интуицию очень широко. В его понимании интуиции чувствуется явное влияние Бергсона.
Если говорить о духовной деятельности людей, то в этом частном случае можно считать данное требование соответствующим действительности, так как в высшей психической деятельности максимально обнаруживается внутренняя активность индивида, направленная на внешний мир. Творческое мышление (в противовес логическому систематизирующему мышлению) должно быть охарактеризовано как чувственное мышление (felt-thought).
Первоначально оно чаще выражается жестами, чем словами. Так как верификация происходит.после творческого процесса, то теория творчества должна строиться на основе изучения главным образом невербальных выражений мысли. «Это делает, — утверждает Г. Рагг, — чувственное мышление больше, чем словесное рассуж-дающее мышление, основной темой теории творческого акта». Относительно этого требования Г. Рагга мы считаем необходимым сделать следующие замечания.
Во-первых, эмоциональная насыщенность творческого процесса не должна скрывать его логическую насыщенность. Психолог, хоть приблизительно понимающий центральную роль подсознательной сферы, не может упускать из виду это важное обстоятельство. Что касается образного, чувствоподобного характера творческого мышления, то рассуждения Г. Рагга об этой проблеме основываются на идеях М. Вертгаймера и Ж. Адамара. Можно принять данное утверждение Г. Рагга с теми замечаниями, которые были сделаны нами при рассмотрении взглядов этих ученых.