Психология развития человека.
Общая теория полного мыслительного акта
Общая теория полного мыслительного акта должна предусматривать две формы символов: невербальный символизм образов и жестов и вербальный, логический символизм (в доступной в коммуникативном отношении) для выражения и оценки невербально образованных концепций. Если продолжить цепь рассуждений Г. Рагга, то можно заключить, что проблема единства речи и мышления в действительности относится ко второму, логическому этапу мышления, а первично мышление может быть и бессловесным. Мы думаем, что относительно этих сложных и малоисследованных вопросов в настоящее время нельзя сделать окончательных выводов, потому что еще очень мало известно о механизмах подсознательного, об особенностях внутренней речи и ее связи с творческим характером мышления и т. п.
Однако важную роль первосигнальной символики в процессе интуитивного познания можно считать установленной (Эйнштейн, Адамар, Вертгаймер и Др.), так что данное требование Г. Рагга, предъявляемое им к теории творчества, представляется вполне обоснованным. Теория должна учесть, что двигательно-образный материал находится в непрерывном пульсационном движении вследствие электрохимических процессов в центральной нервной системе (ЦНС) и во всей нервной opганизации.. Поэтому бессознательное накопление опыта необходимо для поддержания активности организма, так что электрофизиологические и психологические механизмы функционируют в единстве и их суммарное действие приводит к образованию детерминирующей тенденции к действию.
Относительно этого требования укажем (в порядке уточнения), что бессознательное накопление опыта носит двоякий характер: образование нового опыта вследствие физиологической активности следов прошлого опыта (образование новых следовых цепей) и бессознательное восприятие новых внешних впечатлений, приводящих к незаметному накоплению нового опыта.
Очевидно также, что одновременная активность психических и физиологических механизмов приводит не только к образованию детерминирующих тенденций к действию, но и к самому творчеству. Это факФически разновидность теории о двух видах (внутреннем и внешнем) стимуляции творчества, с которой мы уже встретились при обсуждении взглядов Шахтеля, Маслоу и других.
Процесс настройки для осмысленного ответа должен рассматриваться -в качестве биполярного. Внутренние, исходящие от личности стимулы и стереотипные стимулы внешней цивилизации сталкиваются и действуют совместно. Мы думаем, что это требование является дальнейшей конкретизацией предыдущего и может быть принято с уточнением, что внешние стимулы не всегда стереотипны. В связи с бесконечной сложностью и непрерывностью процессов, протекающих в организме, ни один из них не может быть стабильным. Жизнь есть непрерывный ряд переходов от напряжения к облегчению, от небалансированности к балансированности и наоборот. Это процесс структуирования, ритмической пульсации базальных органических процессов.