Психология развития человека.
Теорема о двухслойном символическом действии
В этой последней теореме Г. Рагг снова подчеркивает, что человек чувствует, мыслит, познает и выражается (осуществляет коммуникацию) двумя типами символического действия: посредством жестикулярной (и вообще моторной) символики он осуществляет чувственное мышление (felt-thought); посредством символов-имен осуществляет вербальное, понятийное мышление.
В этих утверждениях Г. Рагг ссылается на Ж. Пиаже и других исследователей различных форм человеческого мышления. Таким образом, перед нами серьезная попытка на основе учета результатов основных психологических школ синтезировать остов теории творческого мышления, опираясь на большой фактический материал.
Г. Рагг верно считает, что основным на настоящем этапе исследований является стремление найти точки соприкосновения между различными подходами к творчеству, так как каждый из них затрагивает какую-либо важную сторону этой труднейшей и запутаннейшей проблемы.
Мы были лишены возможности полностью передать содержание этого интересного труда. Поэтому необходимо отметить, что для более точного представления о теоретических положениях Г. Рагга и критических замечаний к ним было бы полезно более полное знакомство с книгой.
Артур Кестлер о творческом процессе Значительный интерес представляют работы писателя и мыслителя Артура Кестлера, посвященные изучению творческого процесса ученых, поэтов и др. Эти работы основаны на изучении биографических и автобиографических данных о великих мыслителях. Самыми значительными произведениями А. Кестлера, посвященными творчеству, являются «Лунатики» и «Крик Архимеда».
Нам представляется, что квинтэссенция взглядов А. Кестлера на творчество в науке, которые нас здесь преимущественно интересуют, содержится в последней из указанных его книг, особенно во второй ее части, хотя это блестящее по стилю и одновременно научно достаточно строгое произведение целиком заслуживает самого серьезного внимания исследователей.
Однако мы ограничимся лишь кратким обсуждением основных идей А. Кестлера о научном творчестве. Во второй части книги «Крик Архимеда», озаглавленной «Мудрец», А. Кестлер анализирует результаты исследований Келера, открытие Архимедом своего знаменитого закона и приходит к выводу, что между «открытием» шимпанзе возможности использовать палку в качестве орудия и открытием ученых есть много общего (в этом заключении очевидно влияние гештальтистов, и в особенности Келера). Вот отмечаемые А. Кестлером основные характерные особенности научного открытия.