Психология развития человека.
Проблема «инкубирования»
Особое внимание А. Кестлер уделяет проблеме «инкубирования», посвящая ей отдельную главу. Известно, что еще Сурио сказал: «Для того, чтобы изобретать, надо думать о посторонних вещах (il faut penser a cote)». Это обстоятельство, как мы уже сказали, имея в виду исследования Ж. Адамара, имеет очень большое значение для подтверждения положения о подсознательном дополнении.
В доказательство того, что откладывание решения и размышление о посторонних вещах широко практиковались учеными и лишь предварительная подготовка приводит к тому, что случайности приобретают решающее значение, мы приведем следующие (цитированные А. Кестлером) высказывания. Ллойд Морган говорил: «Насыщайтесь полностью своим предметом... и ждите».
Пастер любил повторять: «Случайность благоприятствует лишь подготовленным к открытию терпеливым учением и последовательными усилиями». Размышлять о других вопросах и дать идее созреть — это по существу означает давать возможность подсознательной сфере выработать решение проблемы.
Тот факт, что история научных открытий, действительно, показывает бесплодность непрерывных сознательных попыток добиться решения проблем и плодотворность временного прекращения этих попыток, является убедительным указанием на то, что не только сознание участвует в творческом процессе.
Однако при обсуждении вопросов «инкубирования» А. Кестлер незаслуженно игнорирует вопрос о том, о чем же плодотворнее всего размышлять после прекращения сознательных усилий по решению проблемы.
Нам представляется, что к решению этой теоретически и практически очень важной проблемы психологии мышления надо подойти исходя из следующего положения: в период «инкубации» необходимо размышлять о проблемах, внутренняя структура которых хотя бы приблизительно соответствует внутренней структуре первоначальной проблемы. Разумеется, о сходстве структур вначале можно судить лишь на основе имплицитно данных фактов, т. е. интуитивно.
Поэтому уже интуитивное чувство того, что между проблемами существует некоторое внутреннее сходство, несмотря на внешнее различие, может служить эффективным средством формирования работы подсознательных дополняющих механизмов. Основная трудность состоит в выборе подобных проблем, что в свою очередь требует интуитивности, т. е. творческих способностей. Эти проблемы должны быть в дальнейшем разработаны подробно, если мы хотим иметь адекватную теорию творческого мышления.