Психология развития человека.
Метод свободного ассоциирования
Основываясь на результатах интроспективных экспериментов Кюльпе и Титченера, утверждающих, что, в то время как ощущения при включении внимания приобретают четкость, а пороги снижаются, аффекты и эмоции ослабляются и ускользают от внимания, Г. Уоллис заключает, что это имеет место для всех эмоциональных и аффективных состояний и может привести к искажению самой идеи, предвестником которой эмоциональное состояние является.
Нам кажется, что эта мысль Г. Уоллиса делает возможным следующие выводы. Чтобы тренировать мышление, необходимо сосредоточить внимание не на аффективной стороне приближающейся мысли, а стараться уловить нечто из содержания идеи и методом свободного ассоциирования ускорить процесс перехода в сознание, тренируя таким путем свои «инкубирующие» способности хотя бы в последней стадии этого периода.
Тогда эмоциональный фон автоматически усилится, способствуя углублению охвата фактов и идей, относящихся к решаемой проблеме. В пользу данного предложения говорит уже отмеченный Г. Уоллисом (и не только им одним) факт, что эмоциональный фон, предваряющий появление новой идеи, часто возникает связанным с более или менее четким зрительным или слуховым образом.
Именно на эти образы в первую очередь должно быть обращено внимание самонаблюдающего субъекта, и именно эти образы служат (или должны служить) начальными звеньями в подлежащей переходу в сознание цепи потенциально (подсознательно) готовой мыслительной конструкции. Есть основание думать, что когда, например, Шекспира или Эйнштейна считают более сознательными творческими личностями (феномен «сознательного гения») по сравнению с Шиллером и другими поэтами, то суть вопроса в основном, вероятно, заключается в том, что первые умели быстро и с большой полнотой перевести в сферу своего сознания свои спонтанно зарождающиеся в подсознательном идеи, избегая таким путем тех потерь, которые неизбежны при сильной цензуре со стороны сознания и при стремлении избежать глубокой психической разрядки.
Очевидно также, что характер этих явлений в первую очередь зависит от характера идеи и отношения к ней моральных, научных или иных установок личности. Однако умение (несмотря ни на что) по достоинству, объективно оценивать собственные идеи является одним из ценнейших качеств ума выдающихся мыслителей.
Если же сознание вмешивается преждевременно, до появления связанного с эмоциональным фоном образа, то это может отрицательно влиять на успешное протекание творческого процесса. Вмешательство сознания не должно быть преждевременным.