Психические состояния.
Можно ли серьезно относиться к экстрасенсам и парапсихологам?
В семьдесят два года он вдруг обнаружил, что остались еще кое-какие области знаний, по поводу коих он не успел высказать своего суждения, пока ближние его мирно погибали, творил в ночной тишине.
М. Дрюон «Негоже лилиям прясть»
Отчего-то книги подобного рода принято заканчивать послесловием. Должно быть авторы опасаются, что читатель нечто поймет по-своему, а не «по-авторову», если ему — читателю — напоследок не погрозить пальчиком, не разъяснить окончательно и не разложить все еще раз по полочкам.
Такой уж это сомнительный жанр, даже если книга содержит внятные и понятные вещи и более-менее научный и наукообразный понятийный аппарат. Можно упрекнуть автора в излишне частых ссылках на дальневосточные психотехники и философские системы.
Можно упрекнуть и в том, что настоящая книга является калькой «Себе и людям», хотя, по мнению автора, а его мнение — решающее, достаточно было в книге «Себе и людям», изменить 100 слов, даже не подряд, и будет новая книга о другом. Можно... и все будут правы, как в известной притче о Ходже Насреддине.
Для чего же тогда эта книга? В ней, по мнению автора, есть нечто такое, что встретишь в подобной литературе нечасто. А именно — ирония и самоирония. Они, как критика и самокритика, вполне функциональны и не менее полезны, чем наукообразные или индуистско-буддистско-ламаистские объяснения наших и зарубежных хилеров, целителей и просто йогов. У нас, да и, вероятно, не только у нас, распространено мнение, что о серьезных вещах нужно писать серьезно, скучно и занудливо.
Ну как не вспомнить реакцию на прочитанное одной дамы: «— Ну неужели после этой книги («Себе и людям») можно серьезно относиться к экстрасенсам и парапсихологам?». Да, можно и возможно. Просто та область, в которую мы вторгаемся, слишком серьезна и глубока. Неконтролируемое сознанием вторжение может привести к очень серьезным и даже непоправимым изменениям в психике.
Вот тут-то и приходит на помощь ирония, юмор, легкость восприятия прочитанного. Некоторые из прочитавших эту книгу могут сослаться на то, что изложенное противоречит их житейскому опыту, мнению их Гуру, Учителей, жены, духовника и прочих. Это может быть, если смотреть на формальную сторону и не стараться понять, для чего эта книга написана.
Способности — есть не что иное, как повод к самореализации, а их развитие — и есть та самая самореализация. Единственно, нежелательно останавливаться и любоваться собой — это застой, остановка, шаг (и не один) назад. Это наказуемо.