Психические состояния.
Оставим философию более мудрым
Переживут ножны клинок, Душа живая — грудь. Самой любви приходит срок От счастья отдохнуть.
Байрон
Оставим философию более мудрым. На житейском уровне, доступном большинству, счастье — это состояние, ncwiyiacMoe при удовлетворении от успехов, признания окружающими их значимости, это состояние гармонии с окружающим нас миром. А когда человек счастлив, он душевно щедр, свободен от желания делать гадости и пакости, от желания нанести ближнему обиду. Так что тот, кто не думает о своем счастье, не делает для этого ничего, тот достаточно быстро становится марионеткой для кого-либо или для самого себя: «Что хочу — то ворочу!».
Время динамично. Чаще всего, ссылаясь на «наше время», мы мчимся без оглядки в русле общественного сознания: работа, «видюшники», дача, гараж, приватизация... Этот изнурительный бег, чаще всего, происходит по кругу, и на этом кругу и завершается. Если раньше наш организм не скажет нам «Стоп!» какой-либо болезнью (более подробно об этом в главе 9).
Конечно, это печально. Ни на миг не остановиться, не осмыслить глубинный смысл этой гонки. Собственно, для того, чтобы задуматься, об этом и создана эта книга: как методологически, так и технически. А теперь тест, который, может быть, поможет осмыслить состояние «бега по кругу» и выявить Ваши упущения в движении к «счастью в личной жизни».
Для начала договоримся о терминах: показатель счастья — отношение «действительного» к «желаемому» («есть» — «хочу»). «Есть», равно как и «хочу», оценивается состоянием дел на сегодня, позиций. Количество основных факте ров, исчерпывающих круг человеческих устремлении, вероятно, не более десяти:
здоровье; семейные отношения; материально-техническое положение;
дом как совокупность места и условий проживания; социальный статус — ощущение значимости своего общественного положения; работа (учеба, занятия);
удовлетворенность успехом у лиц противоположного пола;
увлечение для души (рукоделие, «хобби»);
значимость в Семье, оценка по заслугам; возможность заниматься тем Делом, которым хочется, но хочется не формально, а глубоко, сущностно.