Психические состояния.
Принципы нравственной философии
Об этом же писал и В. Соловьев, развивая принципы нравственной философии. Свои принципы он изложил в следующем порядке: во-первых, принцип аскетизма, то есть то, что способствует победе духовного над чувственным, но этот путь не может быть самоцелью, так как человек способен подчинить себе низшую природу и для низших целей.
Отсюда следует вывод: принцип аскетизма имеет нравственное значение тогда, когда он соединен со вторым принципом — принципом альтруизма. Альтруизм имеет основой чувство жалости, притом Человек Жалеющий не принимает себя за другого человека или животное, а видит в нем подобное себе существо. Отсюда вывод: человек справедливый непременно будет исполнять обязанности милосердного, а милосердный человек не может быть несправедливым.
Третий принцип: религиозный, под которым понимается осознанйе, что человек всеми силами противится тому, чтобы оказаться явлением в мире случайным или бессмысленным, то есть устанавливается вера в нравственный порядок.
В нравственных качествах заложена многоплановость, и, следовательно, сами но себе качества, даже самые прекрасные, нравственно нейтральные, в зависимости от сферы приложения могут выступать как добродетели, так и пороки, в том числе и такие, как вера, надежда и любовь (в среде каннибалов вегетарианец выглядит безнравственно).
Очень хорошо это отражено в притче: на суд божий явились два человека. Один — еле живой, бледный, умирающий, а другой — радостный, цветущий, пышущий здоровьем. «Что ты делал?» — спросил Бог у первого. «Всю жизнь усмирял тело свое, умерщвлял себя во имя Твое», — отвечает тот. «Для чего?» — спросил Бог. И получил ответ: «Чтобы не умереть».
Поинтересовался Бог у второго, чем же он занимался. «Всю свою жизнь я очень боялся смерти, и посему заботился исключительно о теле своем». Бог не мог не полюбопытствовать о цели — «Чтобы не погасла жизнь в теле моем».
Тогда Всевышний сделал вывод: «Оба вы хотели одного — жизни и ушли от нее, один только — в неживой дух, ибо умертвил тело, другой — в мертвое тело, ибо забыл обо всем, кроме своего тела. И оба вы мертвы. Но если бы вы постигли, что дух и плоть — одно целое, оба были вечно живы и радостны Помыслы ваши были бы высоки и чисты радостью моей»
Об этом же свидетельствует и опыт Г. Гурджиева, который считал, что до него было три пути совершенствования: «путь факира» (борьба с физическим в себе, развитие воли), «путь монаха» (работа с физическим через веру, жертвенность, религиозность) и «путь йогина» (ума и знаний, но без эмоциональных окрасок). Четвертый путь, но которому пошел Учитель, это синтез всех тpex путей, только в этом случае цель может быть достигнута.