Психические состояния.
Покаяние и поиски прощения через просьбы и мольбы
Покаяние и поиски прощения через просьбы и мольбы не дурачат никого, кроме нас самих, если только они не вносят немедленное и постоянное изменение в то, как мы чувствуем, живем и действуем. Муки, на которые мы сами себя обрекаем, когда зацикливаемся на угрызениях совести и чувстве вины, только усиливают иллюзию, что прощение выигрывается страданием Мы можем поставить себе в вину свое собственное невежество, то, что мы не видим смехотворных ограничений, которые мы сами накладываем на себя, за- то, что не видим комичности этой ситуации. Медитация Дзэн имеет нечто общее с самогипнозом, и каждая из этих техник требует более глубокого понимания другой. Дзэн — это способ жить, а не религиозная доктрина.
Духовный материализм, с его концепциями божественной избранности и загробной жизни видится таким же существенным для осознания нашей настоящей природы, как все остальные иллюзии, которые мы создали для нашего удобства, и чтобы избежать принятия ответственности за свои собственные жизни. Как-то раз один японский император спросил Ринзаи, есть ли жизнь после смерти. Ринзаи ответил, что не знает. «Но ты должен знать», — сказал император, — «ты же мастер Дзэн». «Да», — подтвердил Ринзаи, — «но не умерший пока». В Дзэн есть две свободно сформулированные техники, которые очень хорошо пробуждают сознание. Одна сложная, другая еще сложнее. В одной из них мастер Дзэн интуитивно выбирает определенный миг, когда можно «ударить таким образом, что обезьяний ум новичка в изумлении выпрыгивает из капкана, который сам себе устроил. Школа Сото предпочитает интенсивное расслабление и фокусировку в конечном итоге неподвижного, успокоенного сознания на коанах Дзэн.
Коаны это истории или загадки, которые кажутся совершенно бессмысленными интеллектуальному или поверхностному уму: «Для того чтобы подняться на семь ступеней, какую ногу аист использует первой?», «При хлопанье обеими ладонями слышен звук. Каков звук одной ладони?», «Покажи мне свое настоящее лицо, какое было у тебя перед тем, как родилась твоя мать», «Дай мне палку с одним концом». Коаны становятся все более неопределенными, но в конечном итоге ведут к углублению восприятия и тонкой настройке интуитивного и созидательного уровней сознания. Обе эти техники Дзэн идут в параллельном направлении, на разных уровнях, доступных профессиональному гипнотерапевту. В зависимости от его тщательно развитой интуитивной оценки реальных нужд и способностей субъекта, профессиональный гипнотерапевт может менять свои подходы к пробуждению различных уровней сознания, и делать это постепенно или мгновенно.
Как и в Дзэн, преобразование и пробуждение от долгого существования в состоянии самообмана и ложных представлений может быть шоковым. Как только завеса спадает, и вы начинаете осознавать, насколько вы зависите от самого себя, и насколько безмерна, необъятная ваша личная сила причинять боль или излечивать самого себя и тех, кто вас окружает, вы можете быть потрясены буквально до глубины души. Всё видится совершенно в другом свете, когда вы полностью принимаете и понимаете, кто единственно ответствен за то, где вы сейчас. Дзэн возник в Китае как ответвление буддизма, который сам по себе не является религией в строгом смысле этого слова, так как концепция божественной избранности опять оказывается за пределами области действий смертного сознания.
В значительной степени Дзэн видится как дополнительное доказательство запутанности и эгоцентричности природы Человека, который поддерживает иллюзию своего превосходства путем создания целого сонма богов в своем собственном воображении. Один из величайших вкладов, который Будда сделал в духовную эволюцию человечества, заключался в его уверенности в том, что просветление, достижение состояния «сознания Будды» доступно всему человеческому роду. Как он неоднократно демонстрировал, все мы в этом отношении созданы одинаково.