Психические состояния.
Реализация родительских программ
Важный момент по поводу реализации родительских программ. В каждом из нас работает родительское эгосостояние, сформированное до шести лет проявлениями наших родителей. К тридцати годам, за счет собственного опыта границы внутреннего мира разрастаются, и самоограничения, которые накладывались в детстве, могут отходить на второй план. Либо наоборот, в случае слабого наполнения своего Я, человек, как ни странно, усиливает реализацию программы родителя. И «включает» те способы поведения, которые в детстве или в подростковом периоде его попросту шокировали: типичные фразы, жесты, поступки, модели поведения, стратегии. И то, что прежде вызывало отторжение, сейчас сам воспроизвел и - удивился.
В этом суть кризиса тридцати лет: рациональная оценка, рациональный подход к жизни, пересмотр имеющегося опыта и его трансформация во внутренний ресурс. Своеобразная «организаторская» фаза. К тридцати пяти - тридцати шести годам на фоне того, что всё хорошо, начинают возникать сомнения и появляться страхи, связанные с вопросом «А чего же еще можно достичь в этой жизни?». В этом возрасте, если у женщины еще нет семьи, то возникают вопросы по её созданию, потому что впереди конец репродуктивной фазы. Если же семья имеется, то по статистике именно в этом возрасте наступает «период измен» у представителей обоих полов. По сути, это - не кризис. Это - подготовка к кризису середины жизни.
Вспомним описание крупных этапов жизни: приближается завершение второго этапа, времени полного биологического расцвета. Что явится «сухим остатком» этого яркого времени жизни? Что послужит внутренней основой дальнейшей реализации, когда тело всё реже будет выступать «центром силы» и главным инструментом? В этот момент за счёт собственного опыта происходит пересмотр максимальных жизненных запросов, сформированных ещё в юности. Всё, на что замахивался, подвергается внутренней рациональной критике. Образно говоря, внутренний полководец осматривает остатки своих войск, перестраивает их, исходя из полученного опыта боёв, и переопределяет конечную цель всей военной кампании. Именно теперь у человека появляется возможность осознать собственное целевое предназначение, миссию, конкретизировать собственное представление о путях её реализации.
Однако далеко не все эту возможность используют. Ближе к сорока возникает кризис ценностей, «середина жизни». Если человек всю жизнь ориентирован на материальные ценности, то этот кризис может переживаться очень болезненно. То, что человек стремится устранить свой внутренний дискомфорт через внешние проявления (уход из семьи, смена работы), помогает мало. Ведь причины - внутри, в самом человеке. Соответственно самый эффективный способ - делать привычное по-другому, опираясь на духовные основы. Если ценности приходят из духовной сферы, то начинается подъём и новая творческая фаза, если ценности остаются материальными и биологическими, то на фоне физиологической инволюции начинается спад, то есть убывание сил физических и психологических.