Психические состояния.
Третий вариант кризиса идентичности
И третий вариант кризиса идентичности - это когда представление ребёнка о себе формируется полностью под влиянием родителей. Собственное представление о своём Я отсутствует. Сказал папа: «Будешь юристом!», в ответ: «Да, папа, буду юристом». Внешне все гладко: хороший, послушный ребёнок. Но в глубине души отсутствует искренность к самому себе, чего и родители и ребёнок предпочитают зачастую не замечать. Напрасно. Через какое то время, в одном из жизненных кризисов это может оказаться причиной серьёзных проблем. Например, тот же синдром «хорошего мальчика». Который всегда был послушен, успешен в учебе, одобряем родителями, и вроде бы состоялся в жизни.
Подходит к кризису, скажем 30-ти лет. И вдруг с удивлением отмечает для себя, что жизнь его не радует. И всё вроде есть, а жить почему-то скучно, грустно, а то и вовсе опротивело всё. И понимает этот мальчик с ужасом для себя, что жил до сих пор не своими, а чужими желаниями. А чего желает сам, - не знает. Не позволили ему оставаться самим собой. И нет у него критерия, по которому можно свериться, что это «моё». Именно потому, что у человека оказался подавлен механизм естественного восприятия себя. Что делать родителям в это период?
Прежде всего, помнить, что (в норме) детей родители произвели на свет для себя - в удовольствии и для своего удовольствия, по крайней мере, дети об этом их не просили. У родителей есть потребность в продолжении рода, в дарении любви. А дети - щедры на любовь, они любят и доверяют просто так, просто потому, что вы их папа и мама. Уменьшить эту любовь сложно, нужно «очень постараться» (видимо немало сил к этому прикладывают некоторые родители). Во-вторых, научиться понимать, слушать, разговаривать. Стать примером не на словах, а на деле. Поможет:
- заинтересованность в делах ребенка,
- добрый внимательный взгляд,
- умение слушать,
- искусство вовремя и правильно задавать вопросы,
- уверенность в себе,
- чувство юмора,
- честность,
- любовь и уважение,
- доброжелательность,
- умение быть привлекательным.
Умение внимательно слушать формируется простым приёмом. Мы называем его - «Пластырь». Бывает, что ребёнок начинает нести ахинею, по вашему мнению. Или осаждает вас рассказами о том, что вам совершенно не интересно. Или вы устали настолько, что даже веком моргнуть тяжело. Сделайте простую штуку: мысленно заклейте себе рот пластырем, или закройте его обеими ладошками (вот так - крест-накрест). Кивайте и «угукайте» на всё, что ребёнок будет рассказывать. Дайте ему «выпустить пар».
Вскоре, после эмоциональной разрядки (полчаса - час) получите союзника, собеседника, человека, который и вас выслушает в свою очередь. Для того, чтобы создать и сохранить живую нить контакта между любящими людьми, в данном случае родителей с детьми, очень важно уметь бережно слушать. Слушать не перебивая, терпеливо, сдерживая все свои родительские страхи и назидания. Только тогда у Вас будет важная информация о ребёнке. Вам не придется, подобно шпиону, выискивать ее у друзей и знакомых детей. Не придется неожиданно получать её из школы или милиции. Самое главное, - вы сохраните доверие и уважение ребёнка, сбережёте его и свое достоинство.