Психические состояния.
Подростковый возраст
В этом возрасте возникает физиологическая перестройка и идет взаимодействие биологической, социальной и физиологической сферы, то есть происходит синтез на всех уровнях. Впервые в жизни подросток начинает серьёзно примерять на себя новые роли: матери, жены, профессионала, гражданина и т.д. Если со стороны родителей снова возникает жесткий контроль, то, как правило, со стороны ребёнка проявляется одна из форм бунта. Чаще - бунт через протест. В чем сложность подросткового кризиса, и почему этот кризис многих родителей пугает?
Дело в том, что в этом возрасте ребёнок очень явно начинает претендовать на взрослость, у него возникают вопросы «кто я», « чего я хочу» и «что я могу». Возникают внутренние трансформации и изменения, а родители этих изменений, как правило, еще не видят. Родитель продолжает видеть своего ребёнка «ребёнком», используя при этом старые стратегии поведения. И здесь возникает вопрос доверия между родителем и ребёнком.
Заключается некое «соглашение о сотрудничестве». И если родитель не проходит «тест» доверия, то ребёнок может замкнуться, уйти в протест или пассивный бунт, чтобы избежать контроля. Обобщим сказанное: если родитель продолжает использовать прежние стратегии с преобладанием излишнего контроля и опеки, то подросток начинает искать авторитеты вне дома. И родитель, как правило, болезненно реагирует на то, что ребёнок ориентируется на мнение другого. Даже если этот другой обладает стройной системой ценностей, которая в дальнейшем будет способствовать созидательному развитию ребёнка как личности.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками. Часто подросток стремится утвердить себя в группах, которые стремятся «оседлать» окружающий мир через агрессию, через различные противоправные действия. В этом возрасте, возникает кризис идентичности. Понятие идентичность в общих чертах - это представление человека о себе: ответ на вопрос «кто Я?», «в чём моя уникальность?».
Подросток, опираясь на уже имеющийся опыт, на те роли, которые играет (сын, спортсмен, школьник и т.д.), формирует представление о себе. Кризис идентичности может протекать по-разному. Может пройти гладко, когда у ребёнка есть навыки анализа, оценки себя, то есть хорошо развивается взрослое эгосостояние. Может быть так, что поиск себя затягивается: там пробует себя, здесь пробует, интересы поверхностны, вопросы остаются, а ответов как не было, так и нет. И нет самоопределения к моменту завершения учебной деятельности в школе.
Возникает системное состояние «серого тумана»: «Кем хочу стать? Не знаю. Чем руководствуюсь в жизни? Не знаю. Почему веду себя так, а не иначе? Чем руководствуюсь, строя свои отношения и взаимодействие с кем-либо? Не знаю» ...