Психические состояния.
Необходимы искренность и объективность
Если ребенок обосновался на одной из трех верхних ступеньках, то это говорит о завышенной самооценке, что тоже необходимо корректировать. Но для этого требуется совершенно другая методика. Если ваш ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек — это повод задуматься по поводу низкой самооценки ребенка, не являетесь ли вы ее причиной. Задайте себе вопрос, когда и за что я последний раз хвалил ребенка, например, говорил «Ты у меня молодец!», «У тебя все получится!», «Я тебя люблю!».
Если вы с трудом вспоминаете, когда это было, то дело плохо. Тогда вам следует срочно пересмотреть свои отношения с ребенком и семейный уклад в целом. Видимо, прежние варианты воспитания не позволяли ребенку чувствовать себя уверенным в себе и самодостаточным. Ребенок не верит в собственные силы, боится осуждения со стороны значимых взрослых. В таких ситуациях ни в коем случае не спешите переубеждать ребенка, уверяя, что «он лучше всех на свете», результат будет прямо противоположный. Во-первых, так сразу он вам не поверит, во-вторых, ребенок увидит в такой реакции подтверждение собственной ничтожности, ребенок подумает, что его и впрямь считают маленьким, глупым, несамостоятельным, раз родители пытаются опять его обмануть и игнорируют его мнение даже относительно его самого. А что, если «поверить» ребенку и согласиться с его мнением?
Считаешь себя плохим и слабым, ни на что не годным — пусть будет так, кому как не тебе самому знать об этом. Парадоксальным образом вы не на словах, а на деле даете своему ребенку возможность ощутить его самоценность, ведь к нему, быть может, впервые в жизни отнеслись серьезно. Далее, если вы поняли, что давно не говорили своему ребенку: «Какой ты у меня молодец!», то у вас есть отличный повод начать делать это прямо сейчас, ведь, поставив себя на невысокое место, ваш ребенок продемонстрировал не только низкую самооценку, но и высокую критичность, честность и мужество по отношению к себе. Разве это не достойно похвалы?
Следующий шаг — принимая мнение ребенка о себе как о плохом, сосредоточьте его внимание на том хорошем, что, разумеется, есть в нем. Безусловно, у него были успехи, победы, достижения. Сначала это будет непросто, здесь не годятся шаблоны, недопустимы фальшь и лукавство, необходимы искренность и объективность. Чтобы добиться этого, вам надо поставить перед собой задачу — в беседе узнать о каком-то новом для вас достижении или неожиданном качестве ребенка. Покажите, как вы рады за него.
Заметьте то, как изменится его лицо при этом воспоминании, оно просветлеет в буквальном смысле слова. Вознаграждением за приложенные вами усилия будут искренняя улыбка, озорные искорки в глазах. Но это только первый шаг на долгом пути. Не следует ожидать быстрых изменений, отступления и ошибки неизбежны, тем не менее «лиха беда — начало». Главное, помнить, деревья растут прямыми благодаря солнечному теплу и свету, а дети — душевной теплоте и доброму слову.