Психические состояния.
Люди не рождаются с готовыми убеждениями
Последствиями такого поведения было ухудшение его здоровья и разлад в семье — его супруга, конечно же, не была в восторге от постоянного отсутствия мужа. Работать с ним было нелегко, осознание проблемы давалось с трудом. Однако результат был более чем хорош. Через несколько месяцев он перешел работать в другой отдел на более оплачиваемую должность. Спустя полгода его повысили в звании. Он сумел выстроить свою работу так, чтобы больше времени проводить с семьей, улучшились взаимоотношения с супругой. Как результат, проблемы со здоровьем, связанные с переутомлением, тоже были решены. Люди не рождаются с готовыми убеждениями, они возникают из многих источников: воспитание, моделирование поведения авторитетов, прошлые психологические травмы, повторяющиеся жизненные ситуации. Убеждения строятся путем обобщения своего опыта и опыта других людей.
Ряд убеждений приходит к нам в готовом виде из той культуры и окружения, в которых мы родились. В психологии считается, что базовые основы поведения закладываются у ребенка до семилетнего возраста, до этого дети, как губка, впитывают убеждения значимых окружающих людей — родителей, бабушек и дедушек, тех, кто непосредственно принимает участие в воспитании. Ребенок в этом возрасте не может проверить истинность того, о чем говорят и что внушают ему родители, он принимает убеждения взрослых без критики. Это не всегда слова «делай так, веди себя правильно ...», иногда поступки значимых лиц бывают красноречивее любых слов.
Чаще всего у родителей-Миротворцев и дети перенимают эти неправильные установки, так как родители имеют гораздо большее влияние на детей. А способов внедрения этих установок множество: личный пример, сказки, наставления, ритуалы... Женщина 36 лет, мать двоих детей пришла со стандартным «букетом» проблем Миротворца. На третьем сеансе в качестве примера самоанализа своего поведения и того, как она неосознанно закладывает ограничивающее убеждение своему пятилетнему ребенку, она рассказала историю. Летом она отдыхала на даче вместе со своей пятилетней дочкой и двоюродной сестрой, противоположной по характеру. Они возвращались с прогулки домой. Маленькая девочка прутиком постукивала по дощечкам забора, делая это тихо и никому не мешая. Однако пожилой мужчина стал выговаривать назидательным тоном: «Нехорошо портить чужой забор и громыхать по нему».
Мать тут же «рефлекторно» кинулась стыдить свою дочь: «Как не стыдно, брось сейчас же палку!», на что сестра тут же ответила противоположно: «Девочка что, сломает забор? Ваше какое дело, это ваш забор?» Сестра пристыдила пожилого мужчину за несправедливые нападки на ребенка: «Что случится, если девочка прутиком постучала по забору?» В итоге он еще и оказался виноват в том, что сделал замечание. В некоторых случаях, наоборот, у родителей с высокой самооценкой дети вырастают неуверенными и несамостоятельными, так как гиперопека родителей и их постоянный контроль не дают сформироваться высокой самооценке у ребенка. Авторитарная фигура подавляет инициативу ребенка: «Есть мое мнение, а по-другому быть не может», «Делай так, как я сказал, я взрослый, я знаю как лучше». В результате ребенок вырастает зависимым, слабым, безынициативным.