Психические состояния.
Что имеем — не храним, потерявши — плачем
Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
Козьма Прутков
Вывод, который сделаем из этого примера: то, чего мы лишаемся помимо нашей воли, что рискуем потерять в этот же самый момент, приобретает для нас весомую значимость и ценность. Это заставляет нас по-особому относиться к тем вещам, к которым в прошлом утратили интерес, но которые с угрозой потери вновь стали желанными и интересными. Что собирают коллекционеры? С точки зрения формальной логики, полную ерунду.
Бумажные купюры прошлого века, на которые ничего нельзя купить; старые пластинки, которые никогда не издадут качественный звук; марки, на которые не отправишь ни открытку, ни конверт и т. д. По сути своей, вещи бесполезные, и в хозяйстве никак не пригодятся, но, в то же время, большое количество людей с удовольствием собирают, коллекционируют их и, приобретая, платят за них большие деньги.
Так какая марка больше всего ценится? Марка в единственном экземпляре, потому что не каждый может позволить себе обладать ею. Редкие вещи стоят гораздо дороже. Ценится эксклюзив, а не ширпотреб, то, что есть не у каждого, а только у тебя в единственном числе. Вывод; ценятся эксклюзивные и редкие вещи, которые не каждый может себе позволить иметь. Интересный вопрос: а как узнать, насколько вещь ценна и востребована, если мы не знаем ее денежной стоимости? Как сделать это наиболее просто?
Определить ценность вещи или продукта можно по тому, как относятся к ней окружающие люди: друзья, коллеги по работе, знакомые. Если ваше окружение предпочитает иметь дом на Рублевке и считает это престижным, то высока вероятность того, что вами будет приобретен дом именно там, хотя за те же деньги можно было приобрести приличный особняк в Испании.
Совсем недавно в моду вошли «рваные» джинсы, оголяющие весьма интимные места на фигуре, далекой от идеала. Не все одобряют такую откровенную демонстрацию, но многие надевают такие джинсы, потому что это принимается большинством нашего окружения: «Раз уж звезды эстрады так одеваются, то чем я хуже? Значит, это модно и престижно». На этом стоит индустрия моды — всем объявляется, что конкретно именно в этом сезоне будет модно надевать.
Кутюрье выпускают коллекцию, доходчиво объясняя, что нужно носить: и вот толпы модниц уже гоняются за новой коллекцией, чтобы одеться именно таким образом. И в результате все стремятся иметь то, что имеют или к чему стремятся другие, как в пословице: «Что крестьянину, то и обезьяне».