Психология развития человека.
Метод мозгового штурма
Этот метод представляет собой адаптацию третьего этапа творческого процесса — создания идей. Его цель — придумать как можно больше возможных возражений на свое решение. Вот как пользоваться этим методом. Взгляните еще раз на список обычных отрицательных реакций и воспользуйтесь ими в качестве анкеты, которая направит ваш мозговой штурм.
Другими словами, сначала спросите, не найдет ли кто-нибудь ваше решение непрактичным, а затем перечислите как можно больше таких возможностей; затем спросите, по каким причинам люди могут найти ваше решение слишком дорогостоящим, и перечислите эти возможные причины; и так далее, по всем этим обычным реакциям.
Здесь уместно одно предостережение. Всякий раз, когда вы применяете мозговой штурм, ни в коем случае не выносите никаких суждений, чтобы не прерывать течения идей. Помните, что продолжительное усилие всегда принесет свои плоды: некоторые самые полезные реакции никогда не придут вам в голову, пока вы не освободите свое мышление от заурядных и знакомых идей. Когда вы закончите мозговой штурм всех 11 обычных реакций, тогда вы сможете решить, какие возможности имеют самую высокую вероятность.
Чем лучше вы узнали свою аудиторию, тем легче это получится. Метод воображаемого диалога Как подразумевает название, этот метод заключается в том, что вы воображаете обсуждение своего решения с кем-то, кто против него возражает. Чтобы добиться наилучшего результата, подумайте о каком-то конкретном человеке, желательно о ком-то, кого вы довольно хорошо знаете и который наверняка не будет с вами соглашаться. Применяя этот метод, отбросьте любые чувства неловкости или смущения.
Если вы поймаете себя на мысли: «Что подумают люди о том, как я разговариваю сам с собой?», помните, что никому и не нужно этого знать и что делаете это вы не из-за навязчивой потребности, а в качестве целенаправленной стратегии — помочь своему мышлению. Вот пример, как «работает» метод воображаемого диалога. Вы припоминаете, что в Уроке 2 мы обсуждали случай Ралфа, отца, который подружился с тренерами и использовал свои дружеские связи, чтобы получить для своего сына Марка особые преимущества перед другими игроками.
Мы решили, что Ралф вел себя аморально, что, хотя его поступки принесли некоторую пользу (повышение спортивного мастерства его сына), они нанесли больше вреда: лишили других игроков возможности повысить свое баскетбольное мастерство, возможно, породили у этих игроков чувство горечи и несомненно привели Марка к убеждению, что ради достижения своих целей допустимо неуважение к правам и потребностям других людей.