Психология развития человека.
Признание сложной аргументации
Не всякая аргументация может быть сформулирована в виде двух посылок и одного вывода. Есть много примеров сложной аргументации, включающей систему посылок и выводов. Более того, некоторые из этих посылок и выводов могут, подобно скрытым посылкам, которые мы обсудили, оставаться не сформулированными. Рассмотрим, например, такую аргументацию: Информационные и развлекательные СМИ оказывают на подростков более сильное воздействие, чем родители и учителя, поэтому СМИ несут большую ответственность за подростковую беременность, злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие и плохую успеваемость. На первый взгляд может показаться, что в этой аргументации упущена только одна посылка. В действительности же это сложная аргументация, и в ней упущено многое.
Вот как она может быть сформулирована, если ничего не опускать: Институт, который оказывает самое сильное воздействие на взгляды и ценности подростков, несет и самую большую ответственность за поведение, вызванное этими взглядами и ценностями. Хотя родители и учителя когда-то оказывали самое сильное воздействие на взгляды и ценности подростков, теперь большее воздействие оказывают СМИ. Кроме того, идеи, распространяемые СМИ, как правило, противоречат урокам, которые даются в школе и дома.
Типичные идеи СМИ — каждый человек создает собственную мораль, собственное «я» важнее «я» других людей, ограничение личных потребностей вредно и чувства более надежный проводник, чем мысль, — ведут к импульсивности, требованиям мгновенных удовольствий и порождают или усугубляют такие проблемы, как подростковая беременность, злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие и плохая успеваемость. Поэтому информационные и развлекательные СМИ несут самую большую ответственность за эти проблемы. Вот еще два примера сложной аргументации. В каждом случае аргументация сначала формулируется в сокращенной форме, часто используемой в повседневном общении, а затем в своей полной логической форме.
1. Сокращенная: Государство попусту тратит миллиарды долларов налогоплательщиков, поэтому я не обязан сообщать обо всех своих доходах. Полная: Государство попусту тратит миллиарды долларов налогоплательщиков. Пустая трата долларов налогоплательщиков произвольно увеличивает налоговое бремя каждого человека. Я — налогоплательщик, следовательно, государство произвольно увеличивает мое налоговое бремя. Кроме того, когда государство произвольно увеличивает налоговое бремя, налогоплательщики не обязаны сообщать обо всех своих доходах. Поэтому я не обязан сообщать обо всех своих доходах.
2. Сокращенная: Люди, которые не способны контролировать свои сексуальные потребности, представляют собой угрозу для общества, поэтому гомосексуалистам следует запретить заниматься преподавательской деятельностью. Полная: Люди, которые не способны контролировать свои сексуальные потребности, представляют собой угрозу для общества. Гомосексуалисты не способны контролировать свои сексуальные потребности. Поэтому гомосексуалисты представляют собой угрозу для общества. Кроме того, людям, которые представляют собой угрозу для общества, следует запрещать заниматься преподавательской деятельностью. Поэтому гомосексуалистам следует запретить заниматься преподавательской деятельностью.
Признание того, что аргументация сложная и необходимо ее более полное формулирование, — обязательный шаг в анализе аргументации. Но такое признание и формулирование не завершают этот анализ. Другими словами, во всех наших трех примерах мы теперь знаем, что такое полная аргументация, но мы все еще не знаем, прочна ли она, т.е. истинны ли ее посылки, и правильно ли умозаключение от посылок к выводу.