Психология развития человека.
Шаг 3: Внесение улучшений
Ниже, классифицированные по типам решений, с которыми они обычно ассоциируются, представлены виды улучшений, которые вы сможете применить в большей части ситуаций: Для нового или исправленного понятия (концепции):
• Измените терминологию — сделайте ее проще, более легкой для запоминания, более «броской».
• Измените способ его объяснения — используйте другие иллюстрации, аналогии и т.д.
• Измените область применения — используйте его в других ситуациях или иными способами. Для нового или исправленного процесса, системы или услуги:
• Измените способ, как это делается, шаг за шагом.
• Измените того, кто это будет делать.
• Измените место, где это будет делаться.
• Измените инструменты или материалы, которые будут использоваться.
• Измените источник, из которого будут поступать инструменты и материалы.
• Измените место, где инструменты и материалы будут храниться.
• Измените требуемые условия. Для нового или модифицированного продукта:
• Измените его размер, форму, цвет, покрытие и т.д.
• Измените его состав (материал, из которого он сделан).
• Измените способ его использования.
• Измените того, кто будет его использовать, или то, где и когда он будет использоваться.
• Измените способ его упаковки и доставки.
• Измените способ его хранения. Всякий раз, когда вы анализируете недостаток и стараетесь обдумать способы улучшения своего решения, обязательно рассмотрите возможность использования методов для создания вдей, объясненных в Уроке 9.
В частности, вы должны рассмотреть побуждение себя к незаурядным ответам, использование свободных ассоциаций и аналогий, поиск необычных сочетаний и визуализацию вариантов. Каждый недостаток и каждая сложность, по сути, представляет собой минипроблему и, следовательно, реагирует на творческий процесс так же, как и более крупная проблема. Самое важное: ни в коем случае не останавливайтесь на первом улучшении, которое пришло вам в голову. Лучше продолжайте создавать идеи и воздерживайтесь от вынесения суждения относительно любой идеи, пока не создадите значительного количества вариантов.
Время от времени вы будете находить недостаток, который потребует от вас вернуться на второй этап творческого процесса и исследовать дело более глубоко — примерно так, как это сделал Александр Белл, когда отвлекся на время, чтобы изучить принципы электричества. В некоторых случаях вы можете даже обнаружить, что ваше решение имеет столько недостатков, что едва ли будет работоспособным. В такие периоды вы будете чувствовать, что все ваши усилия потрачены впустую. Но на самом деле они не потрачены впустую. Выяснить, что не работает, — это важный шаг к тому, чтобы определить, что же работает.