Психология развития человека.
Форма и содержание спорного примера
Эта исследовательская работа утверждает, что оценки детей за чтение больше связаны с «социально-экономическими факторами», чем с просмотром телепрограмм, и что неумеренный просмотр телепрограмм не является причиной проблем с чтением, а сам есть результат этих проблем. В исследовании говорится: «Дети, сталкивающиеся с трудностями на уроках и при выполнении домашних заданий, обращаются к телевидению именно потому, что у них трудности с чтением». Вы понимаете, что это предмет, по которому информированные люди не пришли к согласию, поэтому вы подходите к нему как к спорному вопросу и решаете, что самая лучшая формулировка для него: «Является ли просмотр телепрограмм в той или иной степени причиной снижения оценок за чтение?» После того как вы прочли в библиотеке несколько научных статей и взяли интервью у профессора педагогики и преподавателя навыков чтения (оба они преподают в вашем колледже), вы развиваете идеи следующим образом:
Форма и содержание этого примера не отражают того, что вы будете делать в действительности. Вы, безусловно, будете перечислять свои идеи фрагментарно, так чтобы не прерывать течение мысли; тем не менее из соображений ясности идеи здесь представлены в виде законченных предложений. Более того, ваш анализ включит реальное выполнение исследований, а затем анализ каждого из них, чтобы генерировать новые идеи, в то время как здесь, из-за ограничений места, эти исследования только предложены. Основной упор здесь делается не на полноте исследования, а на процессе, посредством которого одна стратегия ведет к другой и создает идеи. Телеиндустрия финансировала эту научную работу, поэтому она может быть необъективна.
Из вывода следует, что телевидение не является причиной слабостей в чтении. Это вызывает у меня еще больше подозрений, хотя ничего не доказывает. [Шаг в сторону интерпретации] Утверждение, что оценки за чтение больше связаны с «социально-экономическими факторами» предполагает, что только неблагополучные дети имеют проблемы с чтением. А это не так. Слабости в чтении школьников из семей среднего и высшего классов, должно быть, вызваны чем-то другим. А как насчет того, что проблемы с чтением являются причиной неумеренного просмотра телепрограмм? Как ни странно, но авторитеты, с которыми я консультировался, согласны, что такое может происходить. Как именно это может происходить? Давай посмотрим... [Начинаете создавать сценарий] Дети мучаются с чтением в школе, разочарование нарастает, и следовательно, им хочется не взять книгу, а убежать.
Они возвращаются домой, включают телевизор и смотрят его весь вечер напролет. Это имеет смысл. В таких случаях, как этот, слабости в чтении, возможно, действительно могут быть причиной чрезмерного просмотра телепрограмм. [Начинаете играть роль адвоката дьявола] Но чем эти дети отличаются от среднего ребенка? Разве не достаточно хорошо читающих детей смотрят телевизор так же много? Если проблемы с чтением не являются причиной того, что они становятся рабами «ящика», быть может, они не всегда являются причиной и того, что ими становятся плохо читающие дети? А не ошибается ли часом это исследование, и не является ли просмотр телепрограмм, в конце концов, причиной проблем с чтением? Что должно произойти, чтобы просмотр телепрограмм стал этой причиной? Он должен предшествовать слабостям в чтении. Дети еще раньше должны подпасть под власть телевидения. Мне нужно яснее представить себе эту последовательность.