Психология развития человека.
Они придают гибкость вашему мышлению
Это особенно касается спорных вопросов. Как только вы займете ту или иную позицию по данному спорному вопросу, даже не особенно задумываясь, по-настоящему ее не проанализировав, у вас появится сильное желание жестко придерживаться ее. Следовательно, вы столкнетесь с трудностями при ее дальнейшем рассмотрении, даже в свете новых важных фактов.
Чтобы оценить скорость, с которой вы «замыкаетесь» на определенной точке зрения, и трудности при рассмотрении иной точки зрения, когда вы сделали это, внимательно рассмотрите каждый из этих рисунков хотя бы в течение одной минуты. Затем продолжайте чтение. На левом рисунке вы должны суметь разглядеть и девушку, и старушку; на правом рисунке — и вазу, и два лица.
В каждом из этих случаев многие люди одно изображение видят довольно легко, но испытывают трудности, чтобы увидеть второе, пока им его не покажут. (Если вы до сих пор не увидели обоих изображений, откройте с. 437—438, где найдете подсказку.) Как только вы увидели оба изображения, вы можете быстро и свободно переходить от одного к другому. Почти то же самое имеет место относительно точек зрения по спорным вопросам.
Если вы приучите себя рассматривать различные точки зрения, вам будет легче проявлять гибкость. Они открывают много направлений для мысли Как только вы остановились на той или иной точке зрения, вы закрыли все, кроме одного, направления для мысли. У вас будут появляться идеи определенных видов, но только этих видов и никаких других.
Следовательно, если бы инвалид, который изобрел моторизованную тележку, определил свою проблему в виде «Как мне занять свое время, пока я лежу в кровати?», а не в виде «Как мне оторваться oт кровати и перемещаться по дому?», он бы никогда не сделал своего изобретения. Вы никогда не присматривались к колесам железнодорожного состава? Они имеют реборды.
То есть на внутренней стороне они имеют выступы, которые не дают им со скользнуть с рельса. Изначально колеса поездов не имели реборд — их имели железнодорожные рельсы. Поскольку проблема безопасности на железных дорогах формулировалась в виде «Как можно сделать железнодорожные рельсы безопаснее для движения поездов?», сотни тысяч миль железнодорожных рельсов изготавливались с ненужными сталь ными выступами.
И только после того как кто-то додумался переопределить эту проблему в вид «Как можно сделать так, чтобы колеса прижимались к рельсу более надежно?», было изобретено колесо с ребордой.