Психология развития человека.
Рекомендации по формулированию проблем и спорных вопросов
1. Определите задачу. В тот момент, когда вы понимаете, что событие, которое вы пережили или о котором прочли, вас беспокоит либо что вы разочарованы в том или ином человеке, предмете или ситуации (этап 1), проанализируйте ситуацию и выведите свои отрицательные чувства из подсознания.
Спросите себя: «Что именно я чувствую? Печаль? Злость? Разочарование? Каков источник этого чувства?» Затем решите, лучше ли подходить к тому, что беспокоит вас, как к проблеме или как к спорному вопросу.
2. Сформулируйте проблему или спорный вопрос. Используя подходящий вид вопросительного предложения — «Как можно?» для проблемы, «Является ли?», «Делает ли?» или «Должен ли?» для спорного вопроса — сформулируйте проблему или спорный вопрос на бумаге, а не просто в уме.
Есть два важных довода в пользу записи своих формулировок. Во-первых, объединение умственного и физического усилий и «проговаривание» идей часто помогает прояснить их. Во-вторых, что подтвердит любой преподаватель письменной композиции, сам процесс письменного изложения идеи имеет свойство инициировать другие идеи. Заставьте себя создать как можно больше формулировок данной проблемы или спорного вопроса.
3. Доработайте свою формулировку. После того как вы сформулировали проблему или спорный вопрос всеми возможными способами, доработайте эти формулировки.
То есть замените расплывчатость точностью, а общие слова конкретными. Формулировка получается слишком расплывчатой или общей тогда, когда вы не уверены, на решение какого вида она указывает. Например, «Как можно решить проблему снижения числа учащихся?» и «Как можно устранить проблему наркотиков?» не указывают никуда конкретно и, следовательно, должны быть пересмотрены.
ВЫГОДЫ ТЩАТЕЛЬНЫХ ФОРМУЛИРОВОК
Они помогают вам пойти дальше знакомого и привычного На первую точку зрения, которая у вас сформируется, обычно будут сильно влиять знакомые, привычные способы рассмотрения и интерпретации событий. Таким образом, она скорее, чем более поздние точки зрения, будет отражать дурные привычки мышления: «мое лучше», спасение лица, сопротивление переменам, конформизм, стереотипное представление и самообман. Едва ли эти привычки откроют дорогу творчеству.