Психология развития человека.
Изобретение и переопределение концепций
А это не так. Концепции изобретаются точно так же, как продукты и услуги. Концепции налогообложения и наказания преступников, например, быть может, очень стары, но когда-то они были внове. Множество других концепций относительно недавнего происхождения. Трудно представить, как можно было бы пользоваться математикой, не имея концепции нуля. Однако эта концепция была изобретена индусами около 500 г. н.э. Точно так же концепция корпорации возникла в XVI столетии, а наши идеи прогресса и житейского успеха — в XVII. Концепция почтового индекса — очень молода. Концепция детства, с которой все мы знакомы — как стадия невинности, имеющая присущие ей черты, — насчитывает всего несколько столетий.
До этого к детям относились как к маленьким взрослым. Историк Дж.Х. Пламб пишет: «Безусловно, [в прежние времена] не существовало отдельного мира детей. У детей и взрослых были общие игры, игрушки и сказки. Они жили вместе, никогда врозь. Грубые сельские праздники, запечатленные Брейгелем, изображают мужчин и женщин, одурманенных спиртным, обнимающих друг друга с нескрываемым вожделением, и детей, которые едят и пьют вместе со взрослыми».
ИЩИТЕ ЗАДАЧИ
В Уроке 5 были изложены четыре этапа творческого мышления. В этом уроке мы более внимательно рассмотрим первый этап — поиск задач. Вы узнаете, что любознательность играет ведущую роль в творчестве и что большинство людей начинают жизнь очень любознательными, но теряют любознательность еще в детстве.
Самое главное: вы узнаете о шести полезных приемах для восстановления своей любознательности и применения ее в повседневной жизни. Деннис сидел за завтраком, читая утреннюю газету, когда впервые обратил внимание, что фотографии и описания двух пропавших детей были напечатаны на пакете из-под молока. Деннис, сотрудник службы коммунальных услуг, поразился от пришедшей ему в голову идеи. «Какая очевидная идея, — подумал он, — использовать пакет из-под молока для рекламы коммунальных услуг. Почему я не подумал об этом?» Вопрос он задал риторически, считая, что ответа на него нет, и вернулся к чтению газеты.
Однако ответ на этот вопрос есть. Людям не удается по-думать о новых идеях потому, что они умственно скорее ре-активны, чем активны. То есть они проживают день за днем, не обращаясь к своему воображению, не видя проблем и спорных вопросов, пока кто-то другой не решит их, не зная о возможностях, пока другие люди не превратят их в достижения. В этом случае они позавидуют несколько мгновений другому человеку за его «удачу» и затем снова соскользнут назад в повседневную рутину, так никогда и не поняв, что, как сказал Роберт П. Кроуфорд, «удача — это просто распознание возможности — возможности, которая лежит у всех на виду».
Одно дело — иметь навык мышления, и совершенно другое — пользоваться им в повседневных ситуациях. К концу нашего курса вы, безусловно, освоите различные навыки творческого и критического мышления. Но такое умение не будет иметь смысла, если вы также не разовьете желание пользоваться приобретенными навыками и повышенную восприимчивость к задачам и возможностям, которые вас окружают. Этот урок поможет вам в этом развитии.