Психология развития человека.
Различие между фактом и интерпретацией
Факт — это нечто точно известное, нечто либо объективно проверяемое, либо демонстрируемое. Интерпретация — это объяснение значения или смысла.
Часто факты и интерпретации столь тесно переплетены, что нам трудно решить, где кончаются одни и начинаются другие. Вот пример такого Бедность — причина преступности?
Согласно Джеймсу К. Уилсону и Ричарду Херрнстайну: «В продолжение 1960-х годов в одном районе Сан-Франциско был самый низкий уровень доходов, самый высокий уровень безработицы, самый высокий процент семей с доходами меньше четырех тысяч долларов в год, самый низкий уровень образования и самый высокий процент домов, не отвечающих техническим требованиям...
Этот район назывался Чайнатаун. И в то самое же время, в 1965 году, всего пять человек китайского происхождения отбывали тюремное наказание во всем [курсив мой. — В.Р.] штате Калифорния». Роксбери (штат Массачусетс) — бедный район с преимущественно черным населением, рядом с Саут-Бостоном — бедным районом с преимущественно белым населением.
В обоих районах один и тот же процент неполных семей и один и тот же процент населения живет в государственных квартирах. Однако уровень тяжких преступлений в Роксбери, черном районе, в четыре раза превышает тот же показатель в Саут-Бостоне. Если бедность — причина преступности, то следовало бы ожидать, что эти цифры будут почти равны.
Нет, эту формулу, скорее всего, следует читать наоборот: преступность — причина бедности. Чем выше преступность, тем меньше стимулов у бизнесменов открывать предприятия в данном районе. Владельцы магазинов вынуждены брать с покупателей больше, чтобы покрыть ущерб от краж и высоких страховых взносов.
Владельцы домов, квартиранты и бизнесмены несут высокие расходы по обеспечению безопасности, чтобы справиться с постоянной угрозой краж или тяжких преступлений.
Это и делает районы бедными. Неумение проводить различие между фактом и интерпретацией опасно тем, что вы будете рассматривать некритически высказывания, которые должны быть подвергнуты сомнению и противопоставлены другим взглядам. Если эта привычка путать одно с другим достаточно сильна, то она может парализовать вашу критическую мысль.