Психология развития человека.
Реальный моральный вопрос
Наличие двух или более конфликтующих обязательств или идеалов создает сложность. То же самое делает вероятность множественных последствий — одни из которых полезны, другие вредны. Вот простая инструкция, как обходиться с такими сложностями.
1. В случае конфликта между двумя или более обязательствами, решите, какое обязательство самое серьезное или какое возникло раньше.
2. В случае конфликта между двумя или более идеалами, спросите себя, какой идеал самый высокий или самый важный.
3. В случае существования множественных последствий — частью хороших, частью дурных, — спросите себя, какие самые серьезные и перевешивают ли хорошие последствия дурные или наоборот.
Давайте взглянем на реальный моральный вопрос и посмотрим, как применить эти рассуждения. Ралф — мужчина среднего возраста. В молодости он был хорошим спортсменом, и его сын Марк рос, разделяя отцовское увлечение спортом. В седьмом классе Марк занимался тремя видами спорта, но немногого добился в двух из них. В баскетболе он преуспел больше всего: но и здесь он был неплохим, но не выдающимся спортсменом.
Ралф решил, что Марк сможет стать первоклассным игроком, стоит только ему немного помочь. Для этого Ралф завел дружбу с тренерами университетских баскетбольных команд предпоследнего и последнего курсов. Он приглашал их на обед к себе в дом, открыл для них свою личную библиотеку спортивной литературы и доставал им билеты на игры профессиональных команд, используя свои деловые связи.
Благодаря дружбе с тренерами Ралф сумел помочь своему сыну. Он часто говорил им о сильном желании Марка стать классным баскетболистом и просил их дать Марку несколько советов, как ему улучшить свою технику. Тренеры были рады помочь Марку; их помощь была выражением их дружбы с Ралфом. Они открывали для него спортзал по выходным и взяли личную ответственность за повышение его спортивного мастерства. Вскоре Марк уже играл в университетской баскетбольной команде предпоследнего курса.
Ралф использовал каждую возможность, чтобы не только напомнить тренерам о целеустремленности Марка, но и указать им на слабости других игроков и очевидное отсутствие у них целеустремленности. В каждой игре Марк получал больше игрового времени, чем можно было объяснить одним лишь его мастерством, и постепенно стал лучшим бомбардиром команды. Когда Марк перешел в команду последнего курса, то продолжал пользоваться особым к себе отношением.
Он почти никогда не был в запасе, даже когда его команда выигрывала с большим счетом; напротив, он был постоянно в игре, с тем чтобы увеличить сумму набранных очков. На последнем курсе большая часть игр команды организовывалась для него. И Ралф убедил тренеров написать письма, расхваливающие игру Марка, тренерам многих университетских команд.