Основы психологии.
Портрет науки
Сегодня лишь треть членов АПА и АПО со степенью доктора являются сотрудниками университетов, в то время как примерно половина занята в частной практике или в клиниках, госпиталях и других учреждениях, 12% — в промышленности, государственных агентствах и других службах; остальные работают в школах и других местах.
Все это показывает, что психологи очень различны, и некоторые так непохожи на других, что единственное, что они имеют общего, — это видовое название.
Портрет науки
То, что верно для психологов и их занятий, верно и для области их интересов: хотя она именуется наукой, она слишком разнородна, чтобы предоставлять возможность иного определения или описания, кроме как в самых общих терминах.
Примеры предыдущего раздела и то, с чем мы познакомились в более ранних главах, демонстрируют этот разброс и разнообразие.
Однако для того, чтобы получить еще более ясное представление о том, насколько хаотичными стали направления психологии, достаточно пролистать полдюжины выпусков «Аньюэл Ревью оф Сайколоджи» (Ежегодного психологического обзора).
Каждый ежегодный выпуск содержит примерно двадцать глав; некоторые из них представляют собой обзор работ в таких центральных для психологии областях, как восприятие, мышление, приобретение моторных навыков; другие касаются менее известных и более частных предметов: производства мозгом допамина и поощрения, слухового восприятия, социального вмешательства, межполушарной асимметрии, психологии музыки, психологии религии.
За несколько лет «Ежегодный обзор» освещал примерно сотню разных направлений, каждое из которых обладает собственными темами и способно полностью поглотить интерес и время исследователя.
Может ли дисциплина столь хаотичная, всеядная и неорганизованная называться наукой?
Справедливо ли наше убеждение в том, что ее утверждения, касающиеся человеческой природы и человеческого ума, представляют собой научные истины?