Основы психологии.
Психология в суде
Гуго Мюнстерберг, в своей книге 1908 года «На месте свидетеля» суммировал существовавшие к тому времени психологические знания факторов, влияющих на свидетельские показания, и утверждал, что прикладная психология могла бы помочь судьям, адвокатам, присяжным — всех их он упрекал в том, что они «полагают, будто их юридический инстинкт и их здравый смысл дают им все необходимое и даже сверх того». Однако книга оказала небольшой эффект, и еще пол столетия психологи редко выступали в роли экспертов-свидетелей, проводили тестирование кандидатов только в немногих департаментах полиции крупных городов, и исследования, которые они проводили, не имели прямого воздействия на правоохранительную систему.
С 1960-х годов, однако, начался резкий рост интереса к использованию психологии в судебном деле. Хотя отношения профессионалов-юристов и психологов остаются напряженными, прикладная психология теперь широко используется в судах, арбитраже, органах по надзору за условно осужденными. Например, профессиональный психолог Красноярск всегда поможет вам защитить ваши права. Недавнее издание «Руководства по судебной психологии» под редакцией психологов Ирвинга Б. Вейнера и Аллена К. Гесса объемом более семисот страниц включает главы, посвященные более чем дюжине областей применения, в каждой из которых предусматриваются специфические меры как в гражданских, так и уголовных делах.
Вот некоторые из них:
• Психологи выступают в качестве консультантов в судах по вопросам опеки и родительской компетентности, основывая свои заключения на клинических методах оценки.
• Психологи выступают как свидетели при рассмотрении требований работников, утверждающих, что их физическая или психологическая нетрудоспособность возникла из-за условий на рабочем месте. Такие иски — а речь идет о многих миллиардах долларов ежегодно — часто основываются на симуляции или мошенничестве, и работа психолога заключается в том, чтобы провести тестирование истца и сообщить о своих клинических наблюдениях.
• Психологи дают заключения о правильности проведения процедуры опознания подозреваемого в преступлении, основываясь на данных исследований правильных и неправильных опознаний. Неправильно проводимое опознание может сделать идентификацию очевидной благодаря использованию «контраста» — лиц, весьма отличающихся по внешности от подозреваемого, а в случае опознания по фотографиям — использования фотографии хмурящегося подозреваемого в отличие от спокойных или улыбающихся лиц «контраста».
• Психолог выступает в качестве наблюдателя и советника судьи и адвокатов при допросе ребенка или определении компетентности ребенка в качестве свидетеля.
• Психолог получает доказательства сексуального насилия в отношении детей, слишком маленьких, чтобы выступать в суде самостоятельно. Используя методы возрастной психологии, психологи наблюдают за игрой ребенка с куклой и отмечают осуществление действий, сходных с предполагаемым преступлением.
• Психологи проводят экспертизу подозреваемых в преступлении, использующих в качестве защиты ссылки на собственную невменяемость. Такая защита успешно используется гораздо реже, чем считает публика. Исследования показали, что, согласно общественному мнению, 40% преступников используют ссылки на собственную невменяемость и треть из них делает это успешно, однако по оценкам экспертов менее чем одному проценту обвиняемых в преступлениях выносится оправдательный приговор на основании их невменяемости.