Основы психологии.
Психология достижений
В последние годы некоторые уважаемые психологи (а также некоторые, особым уважением не пользующиеся) делают поразительные заявления об эффективности определенных методов повышения производительности; многие из них принадлежат к движению НьюЭйдж, выходящим за рамки мейнстрима научной психологии.
К таким методам относится обучение во сне, ускоренное обучение, нейролингвистическое программирование, биофидбек, мысленная тренировка атлетических умений, экстрасенсорное восприятие, психокинез (передвижение или изменение физических объектов только мысленным усилием) и другие.
Поскольку расширение человеческих способностей было бы ценным при боевых действиях, в 1984 году Армейский исследовательский институт запросил у Национальной академии наук оценку этих неортодоксальных техник. Был сформирован состоящий из четырнадцати членов комитет по технике улучшения достижений; он состоял по большей части из психологов (уважаемых) и возглавлялся Робертом А. Бьорком из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Члены комитета и его подкомиссий посетили десять лабораторий, чтобы увидеть разрабатывавшиеся там техники, выслушали сообщения сторонников новых методов, а также независимых консультантов и ознакомились с огромным объемом литературы.
Заключения комитета — некоторые предсказуемые, некоторые неожиданные — были сведены в два доклада, опубликованные в 1988 и 1991 годах. Ниже приводятся сведения о некоторых неортодоксальных методах повышения достижений, представляющихся разумными (далее мы ознакомимся с выводами насчет других неортодоксальных методов).
Техники тренировок. Многие тренеры подчеркивают ценность «массированной практики» — интенсивной длительной тренировки навыка.
Примером таковой может служить подготовка в «лагерях тенниса», где студенты отрабатывают свои теннисные умения по многу часов вдень на протяжении недели или двух. Такой режим, согласно отчету комитета, действительно значительно повышает достижения, но очень ненадолго: В целом массированная практика в каком-то компоненте осваиваемого умения на короткое время (например, на время тренировок) позволяет получить лучшие достижения, но дает гораздо худшие результаты в длительной перспективе, чем при тренировке с перерывами.
В некоторых случаях массированная практика дает долговременные результаты вдвое худшие, чем разнесенные во времени тренировки; два периода массированной практики часто не дают заметного улучшения по сравнению с однократным.