Основы психологии.
Инженерная психология
Даже в ранних моделях автомобилей, например, руль соединялся с передними колесами таким образом, что для поворота налево водитель и руль поворачивал влево. Такое устройство может показаться очевидным, но самые первые автомобили управлялись рычагом, который водитель должен был двигать вправо, чтобы совершить поворот налево, и наоборот.
Подобным же образом некоторые дизайнеры интуитивно пытались делать циферблаты и ручки радио, различных аппаратов и фабричных станков такими, чтобы они соответствовали естественным возможностям человека. Однако до тех пор пока все это оставалось в руках инженеров — а так было до Второй мировой войны, — показания значительной части приборов управления было трудно понять; они не давали достаточно точных цифр.
Некоторые механизмы требовали неестественных или излишне сложных движений со стороны человека, что увеличивало вероятность ошибок и несчастных случаев. Примером этого может служить «Москито» — истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны, разработанный до того, как на сцене появились психологи. Дроссели находились слева от пилота, а привод управления шасси — справа.
Соответственно при взлете пилот должен был выпустить дроссель, чтобы левой рукой удерживать руль и иметь возможность правой рукой поднять шасси, хотя дроссели, оставшиеся без управления, имели тенденцию снижать мощность как раз в тот момент, когда она должна была быть максимальной.
Во время войны, когда создавалось много новой сложной техники, армейские службы и предприятия, снабжавшие армию, начали привлекать психологов с целью сделать технику соответствующей человеческому восприятию и возможностям; это стало началом инженерной психологии.
Психологи переделывали приборы управления так, чтобы их показания легче читались, чтобы оператор мог производить тонкую настройку, чтобы работа с техникой требовала естественных движений и т.д. Джек Данлап, морской офицер, руководивший исследованиями в области подготовки артиллеристов, был профессором психологии в Фордхеме.
Его непосредственный опыт и понимание психологических трудностей при использовании артиллерийских орудий привели к тому, что после войны он создал первую фирму инженерной психологии — «Данлап и К°».
Этот коротенький кругленький властный человек обладал знаниями и точным представлением о том, какой должна быть прикладная психология. «Проклятье! — заявил он однажды посетителю в 1951 году. — Терпеть не могу всего этого академического трепа насчет чистой науки! Наука не стоит ни гроша, если она не делает жизнь людей лучше».