Основы психологии.
Когнитивная терапия Аарона Бека
Все большее число клиницистов стало полагаться на его методы, особенно при лечении страдающих депрессиями; стечением времени некоторые из них модифицировали или расширили формулировки Бека и предложили собственные версии. Бек, не склонный к саморекламе, все еще мало известен интересующейся психологией публике, однако среди психологов и психиатров он признан как создатель когнитивной терапии. Она — в том виде, как ее предложил Бек, и в других разновидностях — теперь стала одним из ведущих направлений психотерапии в Соединенных Штатах. Примерно каждый седьмой психотерапевт ориентирован на когнитивные методы, каждый третий — на когнитивно-поведенческие, а многие другие используют их часть времени. Когнитивная терапия не возникла в уме Бека полностью оформившейся.
Он сам признает, что она обязана своим появлением и когнитивной революции в психологии, и движению за поведенческую терапию, которая сама отчасти является когнитивной, поскольку требует от пациента размышлений о тех умственных шагах, которые необходимы для изменения. Бек не знал о рационально-эмотивной терапии Эллиса, когда впервые начал разрабатывать когнитивный метод, однако он говорит о том, что работы Эллиса сыграли важную роль в развитии когнитивно-поведенческой психотерапии. Хотя система Бека во многом напоминает подход Эллиса, Бек более благопристоен в личном поведении и предлагает более детальную когнитивную теорию невротических нарушений.
Обсуждая депрессию, например, он выделяет три причинных фактора:
• «когнитивную триаду»: для страдающего депрессией характерен искаженный взгляд на себя, на мир, на будущее («Я ни на что не годен», «Моя жизнь разочаровывает», «Дела никогда не пойдут на лад»);
• «безмолвные заключения»: не высказываемые вслух убеждения, оказывающие негативное влияние на эмоциональные и когнитивные реакции индивида («Если кто-то злится, это, вероятно, моя вина», «Раз меня никто не любит, значит, я этого не заслуживаю»);
• «логические ошибки»: необоснованные обобщения (взгляд на отдельный случай как на закономерность), выборочное внимание (сосредоточение на одних деталях и игнорирование других), произвольные выводы (заключения, не обоснованные логикой или имеющимися фактами) и т.д.
Бек аналогичным образом проанализировал когнитивные искажения, ответственные за некоторые другие неврозы и даже психозы. Когнитивная терапия Бека включает в себя много большее, чем простое указание пациенту на его когнитивные искажения. Важнейшим аспектом приведения пациента к осознанию имеющих место искажений являются взаимоотношения терапевта и пациента; Бек подчеркивает необходимость проявления терапевтом теплоты, эмпатии и искренности.
Он применяет разнообразные когнитивные и поведенческие техники: ролевые игры, обучение самоутверждению, репетиции поведения. Он также использует «когнитивные репетиции»: предлагает страдающему депрессией пациенту, не способному выполнить даже знакомое, хорошо освоенное задание, представить себе и обсудить с терапевтом каждый шаг процесса; это препятствует склонности пациента отвлекаться и возникновению чувства неспособности. Пациенты часто сообщают о том, что в результате завершения задания в воображении начинают лучше себя чувствовать.