Основы психологии.
Рассуждения экспертов
В знаниеемких областях эксперты чаще прибегают к поиску в прямом направлении, чем в обратном или чем к анализу целей и средств, и их рассуждения чаще оказываются не пошаговыми, а происходящими скачками.
Вместо того чтобы начинать с деталей, они воспринимают целостные схемы; зная, какая категория или принцип задействованы, они работают сверху вниз. Новички, напротив, не видят перспективы и работают снизу вверх, начиная с деталей и стараясь собрать достаточно данных, чтобы получить общую картину. К 1980-м годам исследования решения задач экспертами происходили уже во многих центрах.
Типичными являются работы Пола Э. Джонсона и его коллег из университета Миннесоты. Они опрашивали экспертов в области кардиологии, торговли, химического машиностроения и юриспруденции. Анализируя рассуждения респондентов при решении проблем, Джонсон и его коллеги снова и снова с удивлением обнаруживали, что, имея очень немного фактов, эксперты совершали скачок к верной оценке сути проблемы и к вероятному ее решению.
Кардиолог, например, по двум или трем обрывкам информации мог поставить правильный диагноз определенного сердечного заболевания, в то время как только что закончивший образование врач применительно к тому же случаю задавал множество вопросов и медленно сужал область вероятностей.
Объяснение этому было дано такое: в отличие от новичков, эксперты обладают упорядоченными знаниями, организованными Б схемы, предлагающие на основании опыта короткие пути. Является ли ум компьютером? Является ли компьютер разумом?
Даже во время первой вспышки энтузиазма, вызванного появлением теории обработки информации и компьютерных имитаций мышления, некоторые психологи, склонные к гуманитарному, а не компьютерно-техническому подходу, высказывали сомнения по поводу сравнимости человеческого ума и машины.
Действительно, существуют очень существенные различия. Во-первых, компьютер ищет и извлекает информацию по мере надобности, но люди часто ни в каком поиске не нуждаются: собственное имя и большинство слов, которые мы произносим, нам вспоминать не требуется.
Во-вторых, как отмечает когнитивист Дональд Норман, если вас спросят, каков телефонный номер Чарлза Диккенса, вы сразу будете знать, что это глупый вопрос, а компьютер — нет, и примется искать номер. В-третьих, ум знает значения слов и других символов, а компьютер — нет; для него они всего лишь ярлыки. Кроме того, в компьютере нет ничего, что напоминало бы бессознательное и происходящие в нем явления.