Основы психологии.
Способность решать задачи
Большинство животных способны разрешать такие проблемы, как поиск пищи, избегание опасности, создание гнезда или логова, благодаря врожденным или отчасти врожденным паттернам поведения; люди разрешают или пытаются разрешить большинство своих проблем с помощью выученных или оригинальных рассуждений. В середине 1950-х годов, когда Саймон и Ньюэлл взялись за создание «Логического теоретика», первой программы, имитирующей мышление, они поставили перед собой вопрос: как люди решают проблемы? На разработку «Логического теоретика» ушло полтора года, но вопрос занимал ученых больше полутора десятилетий.
Предложенная ими теория, опубликованная в 1972 году, стала основанием многих работ в этой области. Основным методом ее создания, как следует из автобиографии Саймона, явился мозговой штурм. Он включал дедуктивные и индуктивные рассуждения, мышление по аналогии и с помощью метафор, полеты фантазии — короче говоря, любые виды рассуждений, упорядоченные или беспорядочные. Начиная с 1955 года по начало 1960-х годов, когда мы встречались почти ежедневно, мы в основном вели совместные обсуждения. Ал, пожалуй, говорил больше меня; именно так обстоят дела сейчас, и мне кажется, так было всегда.
Однако мы вели свои разговоры, придерживаясь подразумеваемого правила: каждый мог говорить бессмысленно и туманно, но не подвергаясь критике, если только собеседник не мог изложить тоже самое точно и осмысленно. Мы могли испробовать идеи, обдуманные наполовину, на четверть или не обдуманные вовсе, и просто говорить, слушать и снова их опробовать. Саймон и Ньюэлл также много времени посвящали лабораторным работам. По отдельности и вместе они фиксировали и анализировали шаги, с помощью которых они сами и другие отгадывали головоломки, и записывали эти шаги в виде программ. Их любимой головоломкой, которой они активно пользовались несколько лет, была детская игрушка, известная как «ханойская башня».
В простейшей форме она состоит из трех дисков различной величины с отверстиями в центре, надетых на один из трех вертикальных стержней, укрепленных на плоском основании. В исходной позиции самый большой диск находится внизу, средний — в середине, а наименьший — наверху. Задача заключается втом, чтобы, перемещая диски по одному за раз и никогда не надевая больший диск поверх меньшего, разместить их на другом стержне в исходном порядке за наименьшее число ходов. Оптимальное решение требует семи ходов, хотя при совершении ошибок, ведущих в тупик, и возвратных ходов для их исправления число ходов может в несколько раз превышать оптимальное. Более сложные варианты игры требуют использования сложных стратегий и большого числа ходов.
Оптимальное решение в случае пяти дисков состоит из тридцати одного хода, в случае семи дисков — из 127 ходов и т.д. (Не имея игрушки, можно воспользоваться тремя или более монетами разного размера. Начертите на листе бумаги три квадрата, положите на один из них монеты, решите, какой квадрат должен быть конечным, и начинайте игру. Игра с тремя монетами — легкая, с четырьмя — более трудная, а с пятью — очень сложная.) Саймон совершенно серьезно утверждал, что «ханойская башня» сыграла для когнитивной науки ту же роль, что дрозофилы — для генетики: оказалась бесценной стандартной исследовательской установкой. (Впрочем, иногда эту честь Саймон приписывал шахматам.)