Основы психологии.
Категоризация
Используя такую технику, Элизабет Лофтус из университета Вашингтона обнаружила, что за одну минуту добровольцы могли назвать в среднем двенадцать наименований птиц, но только девять предметов, которые являются желтыми. Ее вывод был таким: мы не можем с легкостью найти напрямую в памяти примеры свойства, но вместо этого должны искать категории объектов (птиц, фруктов, овощей) и рассматривать их на предмет обладания искомым свойством.
Подобным же образом, как обнаружили Лофтус и ее коллега Алан Коллинз, люди дольше ищут ответ «верно» или «неверно» на утверждение «страус — птица», чем на «канарейка — птица». Отсюда следует, что канарейка — более типичная птица, чем страус, и находится ближе к центру категории, так что на ее идентификацию требуется меньше времени. К 1975 году Коллинз и Лофтус на основании таких данных символически изобразили долговременную семантическую память как сложную иерархическую сеть, являющуюся также ассоциативной, в которой общая категория окружена конкретными примерами (каждый пример связан с несколькими свойствами). Подобная Сеть изображена на рис. 41.
Исследования памяти носят такой широкий характер, что мы ограничимся кратким обзором четырех наиболее значительных открытий в этой области. Категоризация Многие исследования говорят о том, что человеческий разум имеет тенденцию спонтанно группировать сходные объекты в памяти и на основании их сходства развивать общие концепции или категории. Даже младенцы нескольких месяцев от роду, по-видимому, прибегают к простой категоризации.
Одна исследовательская команда показывала четырехмесячным детям лоскутки разных оттенков синего, зеленого, желтого и красного; после того как младенцы видели несколько лоскутков из одной цветовой группы, они выказывали предпочтение лоскутку любого другого цвета. Отсюда был сделан вывод о том, что категоризация оттенков или является врожденной, или развивается вскоре после рождения.
Во многих исследованиях было зафиксировано, что по мере овладения языком дети, познакомившись с собаками, кошками, белками и другими зверьками, постепенно выделяют такие категории, как «животное». Родители, конечно, подсказывают их детям, но такая тенденция представляется отчасти врожденной. Подобная тенденция настолько присуща всем людям, что должна рассматриваться как врожденная человеческая черта.
Антрополог Брент Берлин обнаружил, что представители многих примитивных обществ группируют животных и растения удивительно сходным образом, а именно, иерархически, начиная с подгрупп, напоминающих биологические виды, объединяя их в более крупные образования (похожие на роды), а затем — в такие категории, как биологическое растительное и животное царства.