Основы психологии.
Самый краткий вид памяти — сенсорный «резерв»
Однако даже учитывая сокращения, объем кратковременной памяти совершенно незначителен по сравнению с огромным количеством материала — повседневным опытом, языком и всяческой информацией общего плана, — которое мы узнаем и храним в долговременной памяти, вызывая оттуда по мере надобности. Для объяснения этого несоответствия и того, как память работает, когнитивисты в 1960— 1970-е годы провели множество экспериментов; полученные результаты в совокупности придали форму представлению о памяти как об обработке информации.
Согласно современным взглядам, память включает три формы хранения с размахом от доли секунды до всей жизни. Знание о событиях или информация, требующиеся ненадолго, изглаживаются из памяти, как только были использованы, но те, которые требуются на более долгое время, трансформируются и сохраняются или даже переходят в постоянный разряд и попадают в долговременную память. Ученые изображают эти три типа и передачу информации между ними на схемах, сходных с изображенной на рис. 40. Самый краткий вид памяти — это сенсорный «резерв», в котором входящие ощущения принимаются и хранятся.
С помощью тахистоскопа ученые убедились в том, что «резерв» существует, а также выяснили, как долго хранятся в нем воспоминания, прежде чем исчезнуть. Классический эксперимент, проведенный в 1960 году психологом Джорджем Сперлингом, состоял в том, что на экране перед внимательно наблюдающими добровольцами на мгновение появлялись наборы букв, например: R В L А Т Y Q N G К R X.
Буквы появлялись на одну двенадцатую секунды; это время было слишком коротким, чтобы добровольцы могли увидеть их все, хотя сразу же после предъявления они могли записать буквы из любой одной строки. (Сразу после предъявления звуковой сигнал указывал испытуемым, какую строку записывать.) Испытуемые все еще могли «видеть» все три строчки, когда раздавался сигнал, но к тому времени, когда они записывали одну строку, они уже не могли вспомнить остальные; изображение исчезало из памяти менее чем за секунду. (Другие эксперименты дали сравнимые результаты применительно к звукам.)
Очевидно, что поступающие ощущения хранятся в «резерве», откуда почти немедленно исчезают — к счастью, потому что, сохраняйся они дольше, мы видели бы мир смазанным. Поскольку, однако, нам нужно удерживать в памяти несколько дольше те вещи, которыми мы в данный момент занимаемся, должен существовать вид более длительного временного хранения. Когда мы обращаем внимание на материал, находящийся в сенсорном резерве, мы обрабатываем его несколькими разными способами.
Цифра делается не просто воспринятой формой, а символом: 4 получает имя (четыре) и значение (количество, которое обозначает); аналогичным образом слова, которые мы читаем или слышим, приобретают значение. Такая обработка информации переводит то, на что мы обратили внимание, из резерва в кратковременную память, о которой и говорил Миллер.