Основы психологии.
Подход нейронаук к памяти и другим психическим процессам
Память и другие высшие психические процессы — суть всего л ишь ионы и молекулы, перемещающиеся туда и сюда в лабиринте микроскопических проводящих путей мозга. Однако большинство когнитивистов настаивает на том, что нервные события не дают адекватного или полезного объяснения когнитивным феноменам. Некоторые остаются дуалистами в том смысле, что верят в нематериальный разум; они полагают, что психологические процессы, хотя и состоят из нервных событий, являются проявлениями организации или метаструктуры этих компонентов, а не компонентов как таковых, так же как убежище дают нс кирпичи, балки и черепица, адом, из них выстроенный.
Нобелевский лауреат Роджер Сперри, хотя сам и является специалистом по мозгу, предлагает другую аналогию: высшие психические процессы подобны катящемуся вниз колесу; качение определяется «общими свойствами системы» колеса, а не атомами и молекулами, его составляющими. Специалист в области развития Джером Каган также предлагает другую аналогию: элегантные законы движения планет иллюстрируют феномены, невыражаемые в терминах атомов, из которых состоят планеты. Еще одна аналогия предлагается когнитивистом Эрлом Хантом: «Мы можем утверждать на основании физических измерений, что левая височная область мозга активна, когда мы читаем, но мы не можем различить активность, вызванную чтением Шекспира или Агаты Кристи».
Наконец, вот каково мнение когнитивиста Джорджа Мандлера: «Ум имеет функции, отличные от функций центральной нервной системы, так же как функции общества не могут быть сведены к функциям индивидуального сознания». Таким образом, большинство ученых полагает, что слово, извлеченное из памяти, не может быть приравнено работе миллионов нейронов и связанным с нею миллионам или миллиардам обменов сигналами между синапсами; оно является продуктом паттерна или структуры этой работы и этих обменов.
Нейробиологическое изучение памяти, каким бы ценным оно ни было, ничего не говорит нам о том, как мы чему-то учимся, узнаем ранее испытанное или извлекаем из памяти необходимое — например, слова, используемые в разговоре. Такие феномены, или эпифеномены, управляются законами не когнитивной нейронауки, а когнитивной психологии. Рисунок состоит из молекул краски на бумаге — реальности, не имеющей никакого отношения к его значению. На более высоком уровне молекулы составляют буквы, которые по отдельности являются символами, не имеющими значения, но организованные так, как это изображено на рисунке, составляют слово «cognition».
Однако этим дело не кончается. Изображенный объект, хотя он выглядит реальным и трехмерным, не может существовать в реальном мире; парадоксальная иллюзия представляет собой эпифеномен. Попробуйте объяснить его, если сможете, в терминах молекул краски, букв или разрядах энергии в нейронах зрительной коры.